0
90
Газета Проза, периодика Печатная версия

18.02.2026 20:30:00

Потомки Ивана Сусанина

Сатира как помесь юмора и иронии

Тэги: проза, сатира, юмор, шукшин, деревня


проза, сатира, юмор, шукшин, деревня В описании деревни автор идет вслед за Василием Шукшиным. Фото Андрея Щербака-Жукова

Поневоле ищешь в содержании сборника рассказ под таким интригующим названием, как «Тетушка Жизнь и матушка Война». Но такого рассказа нет – автор оставляет на усмотрение читателя сделать свои выводы по поводу того, кто кому тут тетушка, а кто матушка…

6-14-12250.jpg
Дмитрий Воронин.
Тетушка Жизнь и матушка Война:
рассказы.– Калининград:
Полиграфычъ, 2024. – 230 с.
В книге два раздела: «Рассказы» и «Миниатюры». И первый раздел отмечен своеобразными качелями: от бытового идиотизма «Бега по спирали» до фантасмагорий «Кота Винчи» и «Венецианской трагедии»; от чиновничьего скотства «На Берлин!» до внедрения «ценных специалистов» в российскую реальность в «Правде жизни»; от уморительного описания очередного сельского чудика в «Миротворце» до «Памяти народной», в котором подтверждается истина, что «плохишей» в народе помнят дольше простых трудяг; от своеобразных извивов супружества в «Сильной любви» до гротеска в «Честной службе». А чего стоит то же фантасмагорическое «Гиблое место», в котором показано, как в глубинке России исчезают банкиры и министры, художники и прокуроры, несущие якобы западные ценности в народ, да народ их как-то не понимает и принимает этих носителей по-своему, а все потому, что живут здесь потомки Ивана Сусанина… Все это – сатира, а точнее, по сути, помесь юмора и иронии – и всё с трагической подкладкой, если читать внимательно, потому что речь идет о жизни людей и страны, если смотреть глубже уморительных описаний и заковыристых диалогов.

В описании деревенских типов автор идет вслед за Василием Шукшиным. Но под пером Дмитрия Воронина своеобразные сельские чудики прошлого превращаются в социально-бытовые чудовища настоящего. И вот это уже страшно.

Не чужд автор и трагедийных мотивов. Это про рассказ «Одинокая парта» – о гибели мальчика. Несмотря на давность написания этого рассказа, он остается актуальным, так как не исчезла в наших школах проблема одиночества и травли. Рассказ «На Берлин!» показывает суть трагедии народа, проданного своими начальниками за понюшку денежного табака.

Но не только горечью за страну и своеобразной, как и положено сатире, болью за народ пропитан сборник. Чистым и светлым чувством веет от поэтической жемчужины – рассказа «Счастье», финального рассказа раздела. Он построен на описании детских впечатлений о лете в деревне у бабушки с дедушкой. Потому что, увы, не осталось, похоже, в наших деревнях такого уклада жизни, какой помнится лирическому герою. Это почти бунинский уровень описания тонкостей быта, сочная словесная живопись. Этот рассказ своим настроением поневоле выделяется на общем фоне, как вишенка на торте.

Раздел «Миниатюры» состоит тоже из вещей, которые автор, похоже, выделил в отдельный раздел только потому, что почти все они, что называются, размером с ладонь. А ведь это тоже полноценные рассказы, в которых и характеры, и выразительные описания, и смешные диалоги, и неожиданные повороты сюжета… И в этом разделе, кстати, много миниатюр про войны – прошлые и настоящие.

д. Бардово, Псковская область


Читайте также


Крысы не врут

Крысы не врут

Марианна Власова

К 40-летию самого мрачного романа Гюнтера Грасса

0
249
Олимпийскую деревню в Милане заселят обеспеченными студентами

Олимпийскую деревню в Милане заселят обеспеченными студентами

Александр Тараканов

Почему учащаяся молодежь в Италии испытывает проблемы с жильем    

0
990
Тип-топ и тяп-ляп

Тип-топ и тяп-ляп

Сергей Белорусец

Стихотворные игры с лимонами, варварами и вандалами

0
3413
«Огненный ваятель»

«Огненный ваятель»

Рассказ, написанный искусственным интеллектом на сюжет, придуманный человеком

0
1336