1
9605
Газета Печатная версия

11.09.2013 00:01:00

Рождение этнического самосознания

Как переселенцы становятся новыми народами

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов – кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: антропология, наука


антропология, наука Сборная Новой Зеландии по регби исполняет ритуальный танец ХАКА племени маори перед каждым матчем. Смысл танца – призвать духов предков, чтобы они помогли им. Ну и морально припугнуть соперников. Фото Reuters

В самом начале ХХ века в России модной была песня с очень прочувствованными строчками: «Трансваль, Трансваль, страна моя, / Ты вся горишь в огне»; а на пароходах и в поездах полиция вылавливала гимназистов, отправлявшихся в Южную Африку сражаться вместе с бурами, страну которых (Республику Трансвааль) стремились захватить империалисты-англичане. О том, что буры истребляли и порабощали коренное африканское население, не знали не только гимназисты, но и вся тогдашняя «прогрессивная общественность». Впрочем, и англичанами руководили отнюдь не гуманистические идеи, а желание расширить свои владения на юге Африки за счет богатых месторождениями золота и алмазов подконтрольных бурам территорий. 
 
Из буров – в африканеры 
 
Однако  кто такие буры? В 1652 году представитель голландской Ост-Индской компании (которая к середине XVII века уже контролировала торговлю пряностями во всей Индонезии) Ян ван Рибек с небольшой группой солдат, рабочих и служащих (около 90 человек) высадился в бухте у Столовой горы и основал там укрепленное поселение, из которого вырос потом город Капштадт, нынешний Кейптаун. Через пять лет в Южную Африку прибыла первая группа переселенцев из Голландии. В конце XVII века образовалась голландская Капская колония. 
 
Расселившиеся в XVII–XVIII веках почти по всей территории будущей ЮАР потомки этих ранних колонистов впоследствии получили общее наименование буры (от нидерл. bоer – крестьянин). С середины ХХ века они предпочитают называть себя африканерами, африкандерами. Их язык – африкаанс – сложился в основном в XVIII веке в процессе взаимодействия и интеграции различных нидерландских диалектов с немецким и английским языками. В нем немало заимствований из французского, а также из готтентотского, бушменских языков и языков банту.
Африканеры консолидировались в нацию к началу ХХ века. Они давно и полностью порвали с Голландией и не считают ее своей родиной, забыли ее язык. Сегодня их 3,6 млн. человек, большинство живет в ЮАР. 
 
Раз уж мы только что вели разговор о Южной Африке, надо сказать об англоафриканцах – крупном переселенческом народе этого региона. 
 
С приставкой «англо» 
 
Первые мигранты-англичане высадились на мысе Доброй Надежды в 1620 году. До конца XVIII века переселенцев из Великобритании ассимилировали доминировавшие в регионе и численно преобладавшие голландцы. После захвата в 1806 году британцами Капской колонии и массового въезда переселенцев из Англии и Шотландии в 1820 году в регионе начала постепенно складываться англоафриканская этническая общность. В ее этногенезе участвовали англичане, шотландцы, валлийцы, ирландцы, голландцы и др. 
 
Открытие в 1860-е годы золотых месторождений привело к переселению в Южную Африку десятков тысяч жителей Великобритании. В настоящее время людей, которые называют себя англоафриканцами, насчитывается около 2 млн. человек. Живут они в ЮАР, Зимбабве, Намибии, Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Говорят на южноафриканском диалекте английского языка (много заимствований из африкаанс, готтентотского, языков банту и др.). 
 
Англоафриканцы гораздо меньше, чем африканеры, физически смешивались с африканцами региона. Окончательная смена английского, шотландского, ирландского (или британского) национального самосознания у англоафриканцев произошла после Второй мировой войны. Большинство из них родились в Южной Африке, именно ее они и считают своей родиной.
Два новых этноса сложились из британских переселенцев в Австралии и в соседней с ней Новой Зеландии. В 1788 году на восточном берегу пятого континента была высажена первая партия ссыльных из Великобритании и основан Порт-Джексон (совр. Сидней) – первое английское поселение в этой части света. В последующие десятилетия становится все больше добровольных переселенцев, особенно в 1820-е годы, в связи с быстрым развитием овцеводства.
Когда в 1850-е годы в Австралии были открыты месторождения золота, сюда хлынул поток иммигрантов, и не только с Британских островов. Переселенцы из метрополии и их потомки постепенно стали осознавать себя новым народом – англоавстралийцами (австралийцами). Национальной консолидации способствовали, с одной стороны, быстрое развитие многоотраслевой экономики, с другой – получение Австралией в 1901 году статуса доминиона (то есть фактически независимого государства, лишь с формальным главенством британской короны).
Англоновозеландцы (новозеландцы; пакеха – на языке маори, аборигенов островов), как и англоавстралийцы, – потомки переселявшихся с конца XVIII века англичан, шотландцев, ирландцев, валлийцев (уэльсцев). Особенно большим был приток иммигрантов в 60–70 годах XIX века, когда интенсивно развивалось фермерское хозяйство (овцеводство). На это же время пришелся бум золотоискательства. В 1907 году колония получила статус доминиона. Единство языка (английский с диалектными отличиями: в частности, много слов и выражений из языка маори), общность культуры (британской) и в то же время очень значительная (как и у австралийцев) удаленность от былой родины – все это обусловило консолидацию в новый этнос, в единую нацию. 
 
Надо отметить, что поначалу у выходцев из Великобритании и их потомков возникло осознание их принадлежности к метаэтнической британской общности. Это британское этническое самосознание заметно присутствовало у новозеландцев вплоть до Второй мировой войны. Но параллельно, с конца XIX века, стали появляться элементы нового этнического самосознания – англоновозеландского. Уже тогда, а особенно в первой половине ХХ века, стало употребляться то самоназвание европейского населения, которое постепенно стало общепринятым – «киви» (так называется здешняя нелетающая птица – традиционный символ Новой Зеландии). Людей, которые себя называют новозеландцами, сейчас около 3 млн. человек. 
 
Индийский плавильный котел 
 
В том же регионе, что и Новая Зеландия, в юго-западной части Тихого океана, на архипелаге Фиджи расположено одноименное государство (независимое с 10 октября 1970 года, до этого, с 1874 года, колония Великобритании). Население страны составляют две основные этнические общности – фиджийцы и фиджийские индийцы (фиджи-индийцы). 
 
Меланезийские фиджийские племена образовали единый этнос в конце XIX века. Индийцы (разной этнической принадлежности) завозились на Фиджи колониальными властями и предпринимателями для работы на плантациях сахарного тростника и кокосовой пальмы (в основном до 1916 года). Около 75% фиджийских индийцев – выходцы из индоарийских народов (говорящие на языках хинди, бихари, бенгали, панджаби и др.); остальные – тамилы, телугу и некоторые другие, языки которых относятся к дравидийской семье. По религиозной принадлежности почти все они индуисты. 
 
Во второй половине ХХ века довольно активно шел процесс консолидации всех индийских групп в единый этнос – фиджи-индийцев. Их 350–400 тыс. человек, около половины населения страны. Они не смешиваются с фиджийцами, сохраняют свою традиционную культуру. Языком межэтнического общения является английский (он же государственный язык Фиджи).
Коль скоро мы оказались в Океании, стоит сказать, что очень многие этносы этого суперрегиона образовались в разное время вследствие этнических сепараций – после переселения различных групп с густонаселенных островов и архипелагов на новые, еще не освоенные. Особенно это характерно для народов Полинезии.
В англо-бурской войне симпатии «прогрессивного человечества» были на стороне буров. О том, что они сами истребляли местное население Южной Африки, «прогрессивное человечество» не догадывалось. 	Фото с сайта www.boer-war.com
В англо-бурской войне симпатии «прогрессивного
человечества» были на стороне буров. О том,
что они сами истребляли местное население
Южной Африки, «прогрессивное человечество»
не догадывалось.     
Фото с сайта www.boer-war.com
Французский дух
Из Океании мы «мигрируем» в Америку. В начале XVII века на атлантическом побережье Северной Америки возникли две французские колонии – Акадия (у залива Фанди) и Новая Франция (в бассейне реки Святого Лаврентия). Южнее вдоль побережья расположились 13 британских колоний (будущие США). Этническим ядром англоканадцев, самой крупной нации Канады, были ранние иммигранты из Великобритании и Ирландии – англичане, шотландцы, ирландцы. Первое их поселение появилось на острове Ньюфаундленд в начале XVII века. После захвата Великобританией французской Акадии (в 1713 году), получившей название Новая Шотландия, британцы стали селиться и в других районах побережья.

С 1763 году, после семилетней войны, когда вся Канада была захвачена англичанами, бывшую Новую Францию стали заселять тысячи выходцев с Британских островов. В ходе и после войны за независимость из США в Канаду перебрались около 40 тыс. так называемых лоялистов (сторонников метрополии). Все эти переселенцы и положили начало англоканадскому народу. Общность языка, культуры, территориальное смешение – все это способствовало их постепенной консолидации в единый этнос. 
 
Англоканадцев сейчас более 11 млн. человек, живут они по всей территории страны. Во всех провинциях, кроме Квебека, они составляют большинство населения. Говорят на канадском варианте английского языка; традиционная культура близка английской.
 
Особый, как говорится, случай среди переселенческих этносов – франкоканадцы, второй из двух основных народов Канады. Когда англичане захватили Акадию, все французы были оттуда насильственно переселены. Их потомки (около 300 тыс. человек, живут преимущественно в провинции Нью-Брансуик) и в наши дни называют себя акадийцами. Это особая этнографическая группа франкоканадцев, со своим диалектом и культурно-бытовой спецификой, что объясняется, в частности, общим происхождением их предков из центральных и западных районов Франции.
Захватив через полвека вторую французскую колонию – Новую Францию, англичане столкнулись там с уже вполне сформировавшейся этнической общностью, которая называла себя канадцами (canadiens) – с компактной территорией проживания и единым разговорным языком (местный вариант французского). Их связывала общность происхождения (в подавляющем большинстве их предки были выходцами из северной Франции и Парижа), общая для всех религия (католицизм). Важными факторами консолидации франкоканадцев были отсутствие иммиграции из Франции и каких-либо связей с метрополией, внутриобщинная эндогамия (смешанные браки были и остаются редкостью). 
 
Этническое и политическое обособление от материнского этноса резко обострила ситуация, сложившаяся после установления британского контроля над всей Канадой: французские канадцы стали подчиненным, дискриминируемым народом. Растущее число иммигрантов из Великобритании чем дальше, тем заметнее превращало франкоканадцев в этническое меньшинство. Однако британцам не удалось англизировать, я уже не говорю – ассимилировать французское население страны. 
 
Напротив, франкоканадцы противопоставили давлению на них не прекращавшуюся борьбу за равноправие, которая в конечном итоге и сделала их современной нацией. Они сохраняли и сохранили свою национальную культуру и свой французский язык. В 1969 году он был признан одним из двух равноправных официальных языков Канады. Тогда же были приняты законы, которые стимулировали французскую иммиграцию, стало обязательным обучение в школах Квебека на французском языке. 
 
Франкоканадцы – единственная этнически однородная нация в Северной Америке. Практически вся она состоит из потомков десятка тысяч переселенцев XVII – первой половины XVIII века (с 1760-х годов иммиграции в Канаду из Франции уже не было). Лишь очень небольшая часть французов, въехавших в Канаду в XIX–XX веках, была ассимилирована франкоканадцами. Почти 80% франкоканадцев проживает в провинции Квебек и в примыкающих округах провинции Онтарио, а также частично в провинции Нью-Брансуик. В 1990-х годах их в Канаде насчитывалось около 7,2 млн. человек, в США – около 2 млн. Практически 100% франкоканадцев Квебека считают родным французский язык. 
 
А вы какие русские? 
 
Обратимся «на минуточку» к европейскому Средневековью. Группы норманнов, в основном выходцы из Западной Норвегии, переселившись в IX–Х веках на остров Исландия и на Фарерские острова (северо-восток Атлантического океана), образовали два новых народа. Это исландцы и фарерцы. Исландцы,  их сейчас около 450 тыс., две трети из них живут на своей родине, в ХХ веке создали свое суверенное государство. Фарерцы (их около 40 тыс.) – основное население самоуправляющегося округа в составе Дании (государственный язык на архипелаге – фарерский, датский признается вторым языком). 
 
Далеко не все переселенческие группы образуют новую этническую общность, новый народ. Чтобы это могло произойти, иммигранты должны быть не слишком малочисленны, чтобы не «раствориться» в окружающем населении; географически достаточно далеко удалены от метрополий; важна и давность их отрыва от былой родины и поселения в новой стране. Существенным фактором является их политико-государственное обособление от материнского этноса и связанного с ним государства. 
 
Так, после присоединения Алжира к Франции (1834 год) в этой североафриканской стране поселилось много французских колонистов (к 1962 году, когда Алжир стал независимым государством, здесь проживало более одного миллиона французов). Они жили в основном в городах, поддерживали постоянные связи с родиной, которая находилась буквально рядом, часть времени многие ежегодно проводили во Франции. Они были не французскими алжирцами, а французами в Алжире, коренное население которого видело в них представителей страны-колонизатора. Естественно, у них не могло сформироваться сознание какой-то своей «особости» по отношению к материнскому этносу. Они и не стали особым франкоязычным народом, как это произошло у французов в далекой Канаде. В независимом Алжире французы чувствовали себя чужими. В начале 1980-х годов их там оставалось около 30 тыс. – то есть почти все они вернулись на родину. 
 
В заключение – о русских переселенцах. В те самые столетия, когда западные европейцы переселялись на другие континенты, в страны, которые становились или уже были владениями их государств, русские осваивали малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока, которые в XVI–XIX веках стали пространственным продолжением их родины, зауральской Россией. В такой ситуации просто не могли возникнуть какие-то новые русскоязычные этнические общности.
Однако приспособление переселенцев к новым природно-хозяйственным условиям, разнообразные контакты с коренным населением имели следствием формирование своеобразных этнографических групп, в том числе и метисных, с выраженной спецификой быта и культуры. Так, в ходе смешения с якутами образовались особые русские группы якутян (жители ямщицких деревень на р. Лене); колымчан (на р. Колыме) и так называемых затундренных крестьян (на реках Дудинка и Хатанга), которые усвоили язык и многое из хозяйственно-бытовых особенностей якутского населения региона. 
 
Еще более своеобразная группа – камчадалы: так называют и потомков смешанных браков с русскими коренных жителей Камчатки (ительменов, коряков), и потомков русских, переселившихся в этот далекий край в XVIII–XIX веках. Живущие за Полярным кругом небольшие группы русских – марковцы (жители села Марковка в устье Анадыря) и русскоустьинцы (жители села Русское Устье на Индигирке) – обосновались здесь еще в XVII–XVIII веках. Они переняли у местного населения способы охоты и рыболовства, одежду и обувь, приспособленные к суровым условиям Заполярья, стали заниматься оленеводством и собаководством. 
 
Отдельно надо сказать о старообрядческих русских группах в Сибири. На Алтае это бухтарминцы («каменщики», то есть поселившиеся в горах, «в камнях»), живущие с XVIII века по рекам Бухтарма и Уймон – потомки убежавших от преследований старообрядцев; «поляки» (в районе Усть-Каменогорска) – потомки старообрядцев, переселенных сюда правительством после включения в состав России польских территорий в последнее десятилетия XVIII века; так называемые семейские в Бурятии и в Забайкальском крае.   
 
Подчеркну еще раз: все названные группы и составляющие их люди, за редким исключением, сохраняли русский язык и сознание своей принадлежности к большому русскому народу.
Народы-этносы – пожалуй, самые сложные из человеческих сообществ. Происходящие в них и между ними процессы (внутриэтнические и межэтнические) – наверное, самые сложные из тех, что происходят в мире людей. Их надо внимательно и глубоко исследовать. Реальная жизнь ежедневно дает нам много подтверждений важности знания и понимания этих процессов, особенно межэтнических отношений.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребительские настроения наткнулись на опасную вилку

Потребительские настроения наткнулись на опасную вилку

Михаил Сергеев

Несбывшиеся экономические ожидания народа могут стать проблемой для власти

0
1633
"Зерновой коридор" под угрозой вербальных интервенций

"Зерновой коридор" под угрозой вербальных интервенций

Анатолий Комраков

Россия способна преподнести мировому рынку продовольствия неприятный сюрприз

0
1420
Фондовый рынок в России решили держать полузакрытым

Фондовый рынок в России решили держать полузакрытым

Ольга Соловьева

Возвращение нерезидентов на биржу пока откладывается

0
1389
Товарооборот между РФ и КНР по итогам первых семи месяцев 2022 года вырос на 29%

Товарооборот между РФ и КНР по итогам первых семи месяцев 2022 года вырос на 29%

0
700

Другие новости