1979
Газета Печатная версия

12.10.2021 17:36:00

Новости науки. Международный коллектив ученых восстановил историю эволюции носорогов

Тэги: зоология, биология, носороги, эволюция

Международный коллектив ученых из Китая, Дании, Швеции, Австралии, Норвегии, США, ЮАР, Нидерландов, Великобритании, России, Испании и Франции восстановил историю эволюции носорогов по восьми геномным последовательностям (пяти ныне живущих и трех вымерших видов). Это позволило определить этапы эволюции носороговых, а также причины их вымирания.

Статья с описанием исследования и результатов опубликована в научном журнале Cell. В исследовании использованы ранее полученные геномные последовательности черного, белого и суматранского носорогов. Также самостоятельно были секвенированы геномы представителей индийского и яванского видов. Геном яванского носорога был извлечен из музейного образца 1838 года. Кроме того, авторы изучили последовательности ДНК трех вымерших видов – сибирского эласмотерия, носорога Мерка и шерстистого носорога.  Эти данные ученые получили из окаменелостей, датируемых поздним плейстоценом (около 10–100 тыс. лет назад).В прошлом носороги отличались значительным разнообразием.

Известно до 100 вымерших видов, которые были распространены в Африке, Евразии, Северной и Центральной Америке.  Сейчас существует только пять видов носорогов, и все они находятся под угрозой исчезновения. Древние виды были немногочисленны, но скорость снижения численности их популяций была невысокой. Современные же носороги подвержены сокращению численности популяций с большей скоростью, чем у их предков. Причин может быть несколько: низкое генетическое разнообразие, особенности образа жизни носорогов, экологические проблемы и браконьерство.«Уровень генетического разнообразия объясняется особенностями биологии носорогов. Это своеобразные животные, которые не могут жить в стадах; они индивидуалисты. Для самцов и самок характерны раздельное проживание, близкородственные связи внутри одного вида, что влияет на количество рождаемых детенышей. Причем низкое генетическое разнообразие характерно для всех видов носорогов», – пояснил Павел Косинцев, соавтор исследования, старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях Уральского федерального университета.

По информации пресс-службы УрФУ