0
4649
Газета НГ-Политика Интернет-версия

02.04.2013 00:01:00

Время привлечения к политической ответственности

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский – доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ – ВШЭ.

Тэги: конституция, госдума


конституция, госдума Сколько бы подписей россияне за роспуск Госдумы нт собрали, рассматривать подобный законопроект парламентариев вряд ли заставишь.

Как точнее определить суть той манипуляции, которая официально в 2008 году была обозначена как внесение поправок в статьи 81 и 96 Конституции Российской Федерации? Напомню, эти поправки удлинили сроки полномочий президента РФ до 6 лет, а Государственной Думы до 5 лет. Суть, однако, состояла в том, чтобы удлинить период, в течение которого президент и Госдума не могут быть привлечены к политической ответственности. Под политической ответственностью обычно понимают не что иное, как оценку деятельности выборного органа избирателями. Проводить выборы реже – значит реже призывать эти выборные органы к ответственности. Ну, скажем, в случае с президентом: при четырехлетнем сроке полномочий мы, избиратели, получали бы возможность оценивать его деятельность в течение ближайших 10 лет два раза (в 2016 и 2020), а при шестилетнем – один раз (в 2018). Скажете, нет разницы?
Выборный орган или его большинство (если речь о парламенте) может утрачивать, исчерпывать доверие избирателей раньше, чем истекает срок его полномочий. До истечения этого срока данный орган может успеть изрядно подмочить свою репутацию. Свидетельствовать об этом могут, в частности, и опросы общественного мнения. Конечно, никто не предлагает немедленно реагировать на снижение рейтинга выборами. Вовсе не обязательно спешить – след в след – за переменчивым народным мнением. Но следует помнить, что непопулярный представительный орган – постоянный источник кризиса. И он уж точно не помощник в поисках выхода из кризиса. Предоставляя явно искусственный и избыточный срок для декоративной суеты органу, который в глазах большинства избирателей остается несамостоятельным и непредставительным, наша правящая группа ставит себя в не самое удобное положение.
Дело в том, что создать послушную, абсолютно лояльную правящей группе Думу в 2011 году можно было только с помощью манипуляций и уловок. Но за любые манипуляции избиратель обычно платит презрением к представительному органу. А все мы платим также тем, что государственные средства расходуются бесконтрольно: если кто забыл, бюджетная функция – первейшая функция любого парламента. Думаю, это тоже несколько беспокоит избирателя. Изменится ли его отношение к лучшему до декабря 2016 года – времени истечения срока полномочий нынешней Думы? Сильно сомневаюсь.
Но конституционных средств, позволяющих досрочно распустить нижнюю палату вопреки ее воле, не существует. С теоретической точки зрения это не вызывает у меня возражений: парламенты нельзя разгонять произвольно. Правда, когда проект нашей Конституции писался, никто не мог себе представить, что думское большинство может фабриковаться с помощью массовых подделок протоколов голосования. Согласно ст. 117 Конституции Государственная Дума может быть распущена президентом, если дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству. Роспуск Думы предусмотрен также в случае, если она откажет в доверии правительству, которое в лице своего председателя само поставит вопрос о доверии себе. Понятно, что с учетом нынешнего состава Государственной Думы такую ситуацию можно вызвать лишь искусственно. И я пока не представляю себе, чтобы этим делом занялась правящая группа. Зачем это ей? Низкий рейтинг Думы, в конце концов, оттеняет высокий рейтинг президента.
Другие же варианты прекращения полномочий Думы вроде массового выбытия депутатов из-за выявленных нарушений статуса или добровольного отказа от мандатов не представляются реальными. Не знает их и Конституция.
Однако хочется повторить, что слишком долгая эксплуатация непопулярного и непредставительного, хотя и послушного государственного органа – это один из факторов кризиса, который может быть вялотекущим, а может быть острым.
Кстати, как могла бы выглядеть Государственная Дума, если исходить из тех сотен копий протоколов голосования, которые, собственно, и были предметом споров, которые суды отказывались рассматривать? Речь идет о протоколах, данные которых, по словам наблюдателей, были переписаны участковыми и территориальными комиссиями. В моем распоряжении были, в частности, такие протоколы из Воронежской и Челябинской областей, и некоторые данные из них уже публиковались «Независимой газетой». Если судить по цифрам в этих документах, «Единая Россия» все равно имела бы большую фракцию – около 30% мест. Но точно не большинство. Три остальные партии, прошедшие в Думу, напротив, имели бы фракции, серьезно превосходящие по размерам нынешние. Причем КПРФ была бы очень близка по показателям к нашей доминирующей партии. Вероятно, в составе Думы оказалось бы и «Яблоко», если бы заградительный барьер был бы не 7, а 5%.
Так ли уж значимы эти отличия? Можно определенно сказать, что это была бы совершенно другая Дума. Большинство в ней могло бы быть образовано лишь на основании реального диалога и межпартийных соглашений. И это ключевой вопрос. Никакое штампование законов по команде не было бы возможно. Конечно, такая более пестрая и представительная Дума была бы менее сговорчивым партнером для правящей группы. Но в том-то и дело, что государство не должно быть инструментом в руках одной группы.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
358
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
339
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
403
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
304

Другие новости