0
3207
Газета НГ-Политика Интернет-версия

17.12.2013 00:01:00

Принцип двоеверия

Асхат Кутлалиев

Об авторе: Асхат Хасянович Кутлалиев – директор Центра инноваций и развития Международного института маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь.

Тэги: история, сталин, хрущев, пушкин, герцен, огарев, брежнев, горбачев


история, сталин, хрущев, пушкин, герцен, огарев, брежнев, горбачев

Наша история имеет удивительное свойство. Сатирик Михаил Задорнов как-то заметил, что «у всех стран – непредсказуемое будущее, и только у России еще и непредсказуемое прошлое». В этом есть определенное преувеличение, но и есть и вполне здравая идея. Начиная с Ломоносова, Татищева и Карамзина и до наших современных историков российская история излагается во множестве самых различных версий, иногда настолько противоречивых, что невольно закрадывается сомнение, об одной ли и той же стране идет речь.
Данные различных опросов достаточно наглядно демонстрируют такого рода противоречивость оценки истории нашей страны. Например, на вопросы «На ваш взгляд, мы живем в развитой, передовой или неразвитой, отсталой стране?» и «а как вам кажется, Россию в мире считают развитой, передовой или неразвитой, отсталой страной?» россияне ответили следующим образом (см. график 1).
Отсталость или развитость страны – результат не текущего состояния, а прежде всего исторического развития. И по полученным в опросе результатам мы видим, что мнения россиян разделились практически поровну. Казалось бы, можно напрямую интерпретировать результаты опроса как наличие в обществе двух больших групп, придерживающихся прямо противоположного мнения. Но при более глубоком проникновении в суть проблемы мы обнаруживаем удивительный феномен – в сознании одного и того же человека спокойно уживаются оба этих представления о России. Высказывая гордость за наши достижения в области науки и техники, этот же человек может совершенно пренебрежительно отозваться об уровне нашего автопрома или отечественной электроники. И такого рода примеры можно приводить десятками.
Или другая пара вопросов: «На ваш взгляд, мы живем в свободной или несвободной стране?» и «А как вы думаете, Россию в мире считают свободной или несвободной страной?» (См. график 2.)
Эти вопросы больше относятся к текущей ситуации, но они также демонстрируют наличие противоположных мнений не только в обществе в целом, но и в сознании отдельно взятого гражданина. При этом оценка текущих событий для нас неотрывно связана с нашей историей, о чем свидетельствуют результаты ответа на вопрос «Могли бы вы сказать о себе, что гордитесь...?» (закрытый вопрос, % от ответивших «скорее да», см. график 3).
Так двинемся в глубины истории, чтобы попытаться хоть чуточку разобраться в истоках двойственности нашего сознания и подсознания, той самой «загадочной русской души», о которой любят поговорить как в России, так и за ее границами.
Начнем с нашей ближайшей истории. XX век по насыщенности событиями и в силу исторической близости чаще всего обсуждается и упоминается в самого разного рода дискуссиях о судьбах России. За XX век мы пережили две мировые и гражданскую войну, прошли через три революции и дважды через распад единого государства. Правителями России в этот период были самые разные по взглядам, талантам и организаторским способностям люди. Как же оценивают их современные россияне на фоне истории XX века? Социологи попытались найти ответ на этот вопрос и получили вполне ожидаемые противоречивые результаты. 19–22 апреля 2013 года Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел представительный опрос 1601 россиянина. Задавался вопрос: «Каково ваше отношение к…?» Результаты представлены в таблице.

274-15-02.jpg
«Антилидерами» опроса являются Горбачев и Ельцин – по 22% положительных ответов и отрицательная разность положительных и отрицательных ответов (–44 и –42 соответственно). По сумме же положительных ответов победил Брежнев (13 + 43 = 56%). Однако стоит обратить внимание, что и Ленин (55%), и Сталин (50%) не так уж сильно отстали от лидера опроса. Обращает на себя внимание и 48% положительных оценок у Николая II, последнего русского императора. Хотя исторические факты свидетельствуют, что Николай II был слабым правителем, приведшим страну к поражению в Русско-японской, а затем и Первой мировой войне, но в настоящее время широко пропагандируются его морально-нравственные качества, мученическая смерть его и его семьи. В то же время с хрущевских времен Сталин предстает в советской идеологии в образе кровавого диктатора, шедшего к вершинам власти по горам трупов, одно даже перечисление мифов о Сталине заняло бы объем всей этой статьи. Не менее противоречивой фигурой выглядит Хрущев, который практически наравне со Сталиным имеет наименьшую разность между положительными и отрицательными ответами (+10 и +12 соответственно). В народной памяти имя Хрущева связано, с одной стороны, с периодом «оттепели», но, с другой стороны – с волюнтаризмом, ярким символом которого стало разведение кукурузы за Полярным кругом. Опять же, об этих фактах вспоминают не разные, а одни и те же люди.
Продолжим наше мысленное путешествие в глубь российской истории. XIX век, 1861 год, создание тайного революционного общества «Земля и воля». Вдохновители общества – Герцен и Огарев, один из организаторов – Чернышевский. И вновь мы видим, как соединяются два разных понятия, две разные ценности. Земля – матушка-кормилица русского крестьянина, в каком-то смысле высшая для него жизненная ценность. Он привязан к этой земле, здесь его корни. Но земля – это собственность общины (коллектива), оторви крестьянина от земли и общины – и он потеряет свою идентичность, в лучшем случае уйдет в город на отхожие промыслы или батраком к помещику или более зажиточному крестьянину. В худшем – станет голью перекатной или примкнет к казачьей вольнице или разбойной шайке. А воля – это не просто свобода, это жизнь по своим внутренним законам, право делать все, что душа пожелает, не сообразуясь с коллективным или общественным интересом.
В начале XIX века Пушкин написал об одном и том же человеке, Александре I, следующие строчки: «Дней Александровых прекрасное начало» и «Ура! В Россию скачет кочующий деспот». Первая относится к начальному, либеральному периоду правления Александра I, вторая – к его концу, аракчеевщине. И такого рода примеры из русской истории можно множить и множить, она вся соткана из причудливого узора противоречий и удивительных, кажущихся невозможными с рациональной точки зрения сочетаний, событий и идеологий. Вот еще один пример: Александр Васильевич Суворов – великий российский полководец, и в то же время он участвовал в подавлении крестьянского восстания и конвоировал плененного руководителя, народного героя Емельяна Пугачева в Москву на суд и казнь.

274-15-03.jpg


Для меня лично ключом к пониманию системы ценностей российского народа стала широко цитируемая фраза Федора Михайловича Достоевского «широк русский человек, я бы сузил». Возникает вопрос – в чем именно широк, зачем Достоевский хотел его сузить. Поиск ответа на этот вопрос привел меня к исходному тексту «Братьев Карамазовых». На самом деле эта фраза звучит там по-другому, тем более что она вырвана из контекста: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой».
Нельзя забывать, что до христианства Русь была языческой, а принятие христианства было процессом, растянувшимся на века. Мирное врастание христианских догматов в языческий мир, традиционное сочетание христианских и языческих праздников привело к тому, что даже в XIX веке многие историки религии говорили о «двоеверии» российского народа. На самом деле речь идет о синтезе языческих и христианских верований. Первые объясняли отношения человека с природой, вторые – на первый план выдвигают социальные отношения и отношения с Богом. Возможно, именно в такой всеобъемлющей системе основ мировоззрения и лежит уникальность российского народа и государства. Нас бросает из либерализма в тоталитаризм, из религиозности в атеизм и обратно. Нас усердно призывают занять ту или иную сторону. Но разве современная история не преподает нам урок, к чему приводят такие крайности – так называемый однополярный мир или победа капитализма над коммунизмом? Нас пытаются сузить, ссылаясь на Достоевского, но останемся ли мы тогда самими собой?
А может, нам стоит остаться самими собой, вмещающими в себя весь этот мир с его крайностями и противоположностями, радостями и горестями. Может, именно это наша система ценностей – вся Вселенная во всем ее многообразии?  
Николаю II Ленину Сталину Хрущеву Брежневу Горбачеву Ельцину
Положительное 14 15 13 6 13 3 4
Скорее положительное 34 40 37 39 43 19 18
Скорее отрицательное 13 18 25 23 20 35 34
Отрицательное 8 10 13 12 9 31 30
Не знаю такого 4 1 1 2 1 1 2
Затрудняюсь ответить 27 16 11 19 14 12 12

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1798
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
2151
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
3165
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
2347

Другие новости