Достоевский и мировая культура: Альманах № 25. – М.: Издатель С.Т.Корнеев, 2009. – 600 с.
Читать работы достоевистов не менее интересно, чем книги самого Достоевского. Пока для непросвещенных кругов весь Достоевский сводится к «слезе ребенка» и рефлексии «тварь я дрожащая или право имею», ученые со всего мира продолжают находить в текстах писателя все больше и больше поводов для расследований.
Между тем в список самых расспространенных в народе сведений о писателе помимо «слезы ребенка» попадают вещи скорее отрицательные, чем положительные: эпилепсия, игромания, реже – ксенофобия и легенды о неряшливости стиля. Так, в расхожем филологическом анекдоте балующийся прозой студент заявляет: «Как мой учитель Достоевский, я пишу плохо».
Юбилейный 25-й альманах «Достоевский и мировая культура» под редактурой Карена Степаняна выглядит внушительно. И не подумаешь, что за 16 лет существования он выжил лишь благодаря бескорыстию авторов и самопожертвованию создателей (московское и петербургское отделения российского Общества Достоевского). Иногда на выпуск альманаха в ход шли личные сбережения энтузиастов.
Контекст материалов широкий, даже всеохватный – вся мировая культура. Географический и национальный диапазон тоже размашист (об этом говорит Карен Степанян в интервью на этой полосе). В постоянной рубрике «Художник-провидец» – сразу несколько статей о «Братьях Карамазовых». Сергей Хоружий разглядывает роман в призме исихастской антропологии, бельгийка Нэл Грилаарт рассуждает об апофатической риторике, Александра Тоичкина – о религиозно-философском смысле образа природы, Константин Смольников – о Скотопригоньевске и граде Святом Иерусалиме, Татьяна Касаткина – о евангельском тексте, Чжан Бяньгэ из КНР исследует в романе образы детей и их роль в создании картины мира с точки зрения «реализма в высшем смысле». Произведения Достоевского неожиданно приводят к самым разным проблемам – от литургических эпопей и наполеоновского мифа до мессианства России и любви.
Прицел и глубина статей неоднородны, и если «образ природы» – дискурс (простите) вполне предсказуемый, то «Трансцендентность поцелуя в произведениях Ф.М. Достоевского: псевдотелесное приближение к всеобщему счастью» (так называется статья испанца Бенами Барроса Гарсиа) – нечто на первый взгляд довольно случайное. И тем более интересное.
Говорят, что в литературоведении можно написать обо всем: хоть о мотиве кумулятивных коммуникаций в «Колобке», хоть о фетишизме в «Хрустальной туфельке». Здесь ощущение немного другое. Кажется, что приобщаешься к большому единому миру достоевистов со всех уголков планеты, объединенных общей филологической страстью, общими научными трудами, поездками, камерным общением.
![]() Достоевский неотделим от христианской философии. Бартоломеус ван Бассен. Интерьер готического собора. 1614. Частная коллекция |
В альманахе можно найти статьи не только сугубо научного, но и весьма популярного плана – вроде сочинений старшеклассников и студентов (так по крайней мере задумывалось) в рубрике «Лицей». В этом номере Феликс Нодель из Москвы пишет о «Преступлении и наказании» в восприятии учащейся молодежи, а в рубрике «Созвучия», где рассматриваются связи великого писателя-философа с отечественными и зарубежными коллегами, можно найти материалы о Достоевском и Кювье, Достоевском и Ибсене, о книге Иова в творчестве Достоевского и у Фомы Аквинского, Канта, Кьеркегора. А есть еще «Публикации», «Архивы», «Рецензии», тексты «Из почты».
Чего здесь явно не хватает неофиту, так это более подробных сведений об авторах. Их действительно мало, хотя, возможно, биографические справки просто не в формате издания.
А вообще, альманаху «Достоевский и мировая культура», вероятно, еще долго не будет хватать внимания чиновников, меценатов и госструктур. Однако интерес зарубежных кафедр славистики он себе уже обеспечил. Так что умереть проекту не дадут. Тем более что достоевистика переживает расцвет, а неизведанных граней в художественном мире «мрачного классика» чем дальше – тем больше. И материалов о нем хватит еще по крайней мере лет на пятьсот. По самым скромным меркам.