0
4266
Газета Non-fiction Интернет-версия

09.04.2015 00:01:00

Забыть о Дуче

Тэги: рим, михаил гаспаров, тит ливий, микеланджело, рафаэль, шелли, колизей, вторая мировая война


картина
Самобытность развалин
затмевает все.
Сильвестр Щедрин. Колизей.
1819. ГТГ

Михаил Гаспаров создал «Капитолийскую волчицу. Рим до цезарей» – научно-популярную книгу об основании и первом периоде существования этой страны. Дело Гаспарова продолжил наш современник – переводчик и ученый Виктор Сонькин в своем бестселлере «Здесь был Рим». Книга получила в 2013 году главную российскую премию, «Просветитель», в области научно-популярной литературы и была посвящена памяти Михаила Гаспарова. В продолжение «римской» темы издательство выпустило книгу Роберта Хьюза «Рим. История города: его культура, облик, люди», позволяющую на протяжении шестисот страниц проследить культурное и общественное развитие Рима на протяжении многих веков. Автор отлично справляется с просветительской, не строго научной задачей – доступным языком, на основе ярких и разнообразных примеров осветить особенности жизни в Риме.

Круг интересов автора книги, американского искусствоведа и арт-критика Роберта Хьюза широк – Австралия, Испания и Италия на равных правах находились в сфере его научных интересов, список телевизионных работ и статей Хьюза по-настоящему внушителен. 

Хьюз описывает Рим от его зарождения до сегодняшнего дня. В поле зрения автора попадают поэты и кинорежиссеры, но особый упор он делает на биографиях римских живописцев, архитекторов. Автор субъективен: некоторые его высказывания о роли католической церкви в жизни Рима слишком резки, однако многочисленные отступления от основного повествования и неординарные рассуждения делают чтение книги «Рим. История города» захватывающим. Книга полна отсылок к разнообразным источникам – от трудов Иосифа Флавия и Тита Ливия до книг Джорджо Вазари и Фердинанда Грегоровиуса. Далеко не каждый любитель истории имеет время и силы полностью изучить эти произведения, и, что очень ценно, Хьюз выбирает наиболее любопытные цитаты из них для первого ознакомления.

Автор восхищается древнеримской скульптурой и архитектурой, полон уважения к наследию Николя Пуссена, Микеланджело, Рафаэля и многих других знаменитых личностей своего времени. Его подход к модернистскому и постмодернистскому искусству тем не менее нельзя назвать однозначно восхищенным или скептическим. Скорее Хьюз следует системе отделения «зерен от плевел», пытаясь разграничить подражание, дилетантизм и высокое искусство.

Книга интересна не только искусствоведческими оценками и историко-культурными суждениями, но и главой «Рим в XVIII веке: неоклассицизм и Гран-тур», где Хьюз повествует о взаимоотношениях жителей Рима и других стран, а также финальными разделами «Футуризм и фашизм» и «Рим освобожденный». Автору явно ближе свобода духа, чем излишняя богобоязненность, как, например, одному из эпизодических героев его книги – Перси Биши Шелли. Хьюз полностью солидарен с его оценкой деятельности первого византийского императора Константина: «Как истинному антиклерикалу, Шелли было мучительно видеть рядом с Колизеем арку Константина, которая была построена во славу «христианской гадины, ползущей по крови своей убитой семьи к вершинам власти», хотя и признавал за этой аркой «совершенство и изысканную красоту». В его глазах самобытность древнеримских развалин затмевала все остальное».

книга
Роберт Хьюз.
Рим. История города:
его культура, облик, люди./
 Пер. с англ. А. Тихоновой
под ред. В. Бабицкой.
- М.: АСТ: CORPUS, 2014.
– 576 с.: илл.

Главу «Футуризм и фашизм» Роберт Хьюз начинает с биографии итальянского поэта и политика Габриэле Д’ Аннунцио, постепенно вплетая в повествование все новые и новые факты о правлении Бенито Муссолини, общественной и культурной жизни Рима в страшное время фашистского режима, а ближе к середине повествования рискованно высказывается по поводу общественного положения части творческой интеллигенции тех лет и о современных стереотипах нашего мышления: «Традиционная либеральная точка зрения заключается в том, что фашизм неизменно противостоял всему новому и прогрессивному в итальянской культуре: после поражения Италии во Второй мировой войне она превратилась в безусловную доктрину, потому что большинство итальянцев тогда хотели только одного – забыть о Дуче и о горечи поражения. «Там, где была культура, не было фашизма, – писал итальянский философ Норберто Боббио, – а где был фашизм – не было культуры. Фашистская культура никогда не существовала». Эта добродетельная антифашистская точка зрения не менее вредна и глупа, чем культурные установки самого фашизма». Помимо прочего, книга оформлена репродукциями, фотографиями архитектурных памятников, позволяющими в совокупности с интересно изложенным текстом окунуться в разные периоды истории Рима, проследить важные изменения в общественной жизни и искусстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Дальний Восток освободили от опасного ядерного наследия

Владимир Полканов

В регионе надежно утилизировали все реакторные отсеки списанных атомных подлодок

0
899
Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.

Французы и чувство времени. Как французское кино захватило Венецианский кинофестиваль.

Алиса Сафонова

0
559
Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Легковые автомобили в России становятся долгожителями

Анастасия Башкатова

Чтобы автопарк омолаживался, в стране должно продаваться 2–5 миллионов новых машин в год

0
2416
Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Растущие зарплаты не помогают россиянам тратить больше

Ольга Соловьева

У населения остается все меньше свободных денег после обязательных платежей

0
2027

Другие новости