0
2340
Газета Non-fiction Интернет-версия

30.03.2017 00:01:00

Трут, кремень и кресало

Тэги: история, быт, техника, общество, цивилизация, ссср, москва, дефицит, квартирный вопрос, мебель


история, быт, техника, общество, цивилизация, ссср, москва, дефицит, квартирный вопрос, мебель Самовар – это не только чай, но и каша, и щи. Иллюстрация из книги

«ХХ век уже кончился, но живет в окружающих нас вещах». О них написал целую книжку доктор исторических наук, исследователь культуры повседневности Леонид Беловинский. Материалом ему во многом послужили личные воспоминания. Многими из упоминаемых в книге вещей пользовался он сам (проживший в ХХ веке почти 60 лет), а также его родные, друзья, современники. «Плох ли прогресс, хорош ли, а он необратим», – констатирует автор. Он призывает обратить внимание на вещи былых времен. Многие из них не ушли из современной жизни – такие предметы можно найти во многих квартирах и сельских домах, более старые – в музеях и антикварных лавках. Особенно часто берегут их люди старшего поколения. Свою книгу историк адресует юному поколению, которое уже не застало активной жизни этих вещей и не всегда знакомо с их «родословной». Но и многим взрослым читателям будет интересно перелистать это красиво оформленное издание.

От вещей ХХ века никуда не деться – ими наполнены фильмы, книги, изображающие прежнюю жизнь, они встречаются на фотографиях из семейных альбомов. Это вызывает встречный отклик: в городских молодежных кругах периодически возникает интерес к предметам ретро. Их ностальгический потенциал неисчерпаем. Но автор не ограничивается предметами, вошедшими в обиход 70 или 100 лет назад. Он ведет читателя в более отдаленные времена, прослеживает эволюцию предметов чуть ли не с момента их появления. Так, Леонид Беловинский напоминает, что предтечей кухонной газовой плиты была земляная печь, огонь для которой первобытный человек добывал при помощи трута, кремня и кресала; позже появились очаг, глинобитная печь, буржуйка (кстати, все ли знают происхождение ее названия?), керосинка, электроплита. За примерами автор обращается не только к историческим источникам, но и к литературной классике. В итоге получился доступный и увлекательный, отлично написанный рассказ о превращениях вещей. И здесь нет никакого высокомерия по отношению к старинным предметам, отслужившим свое. У каждой эпохи своя бытовая среда. Автору помогают в повествовании рисунки с детальными изображениями старых вещей и фотографии прошлого столетия, на которых запечатлены предметы в моменты их использования.

10-14-11.jpg
Леонид Беловинский.
Вещи ХХ века в
рисунках и
фотографиях
/ Художник Кристина
Валенкова. – СПб.
– М.: Речь, 2016.
 – 112 с.
(Речь о России)

История бытовых вещей неотделима от истории техники, общества, цивилизации. Поэтому в рассказы о старых предметах вплетены различные просветительские экскурсы. В главе о кофемолках автор повествует об импорте колониальных товаров, в мебельном разделе – о квартирном вопросе в СССР. В главе о видеомагнитофоне читаем: «Придуман он был в начале 50-х годов, первый коммерческий аппарат создан в 1956 году, а бытовые магнитофоны, сначала за границей, появились в квартирах с середины 60-х годов. К нам в страну видики, или видаки, пришли в конце 80-х годов, и первые видеофильмы тоже приходилось привозить из-за границы. К счастливым обладателям видеомагнитофонов, как когда-то «на телевизор», собирались друзья и знакомые, а первые пронырливые коммерсанты стали открывать видеосалоны. Власти поначалу пытались установить контроль над видеопродукцией: мало ли что там показывают. Но вскоре процесс вышел за всякие рамки, а еще через 10–15 лет, в начале ХХI века, целые коллекции видеофильмов оказались никому не нужны. А зачем они, когда есть компьютер и появились записи на дисках?..»

Автор активно и убедительно использует семейные, личные воспоминания. Беловинскому, как он пишет, довелось до переезда в Москву пожить в небольшом городе, в далеком селе, в крупном промышленном центре. Он повидал разный бытовой уклад, многоликий мир вещей. Есть о чем рассказать сегодня, много десятилетий спустя. Например, современной молодежи наверняка невдомек, что из-за вечного дефицита многие домашние вещи советские люди делали своими руками. Такие самодельные предметы выглядели, быть может, и неказисто, но излучали некую человечность в отличие от покупного фабричного товара.

Из чего делали в прежние времена чемоданы? Чем советские люди украшали стены своих жилищ? Когда появились настольные электрические лампы с подвижным колпаком? Почему портативный транзистор считался атрибутом тунеядца и стиляги? Как эволюционировали в ХХ веке любительские фотоаппараты?.. Автор дает в книге ответы на эти и многие другие «бытовые» вопросы, притом с интереснейшими подробностями. Читая книгу, поражаешься стремительности технического прогресса в некоторых областях жизни. Рассказ о временах, когда не было мобильных телефонов и Интернета, кажется преданьем старины глубокой. А ведь речь идет о событиях всего лишь 20–25-летней давности!

Книга посвящена вещам, но в действительности она также и о человеке. Именно он – единственный из всех живых существ на земле – «с помощью разума способен создавать вещи, пользоваться ими и совершенствовать их, тем самым изменяя, делая удобнее свою среду обитания». Все описанные и изображенные предметы оживлены человеческим присутствием. Эта книга не просто каталогизирует вещи наших бабушек: она заставляет задуматься об индивидуальности и обезличенности, о мастерах-умельцах и промышленных технологиях. О несомненных достижениях, но и многочисленных побочных эффектах технического прогресса. О духовных и моральных аспектах машинно-электронной цивилизации. О новом искушении вещизмом, о таланте и мудрости тех, кто создавал предметы быта в прошлом… Одним словом, простые повседневные вещи – это лишь повод задуматься о более сложных и масштабных вещах.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
644
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
385
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
807
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
728

Другие новости