0
1429
Газета Non-fiction Печатная версия

02.11.2017 00:01:00

Под Невой и Обводным каналом

Метро в Петербурге начинали строить еще 100 лет назад

Тэги: метрополитен, санктпетербург, ленсовет, революция


метрополитен, санкт-петербург, ленсовет, революция Станцию «Пролетарская» построили в начале 1980-х близ знаменитого Обуховского завода. Иллюстрация из книги

Историк транспорта и краевед Андрей Жданов собрал в свою книгу великое множество фактов о метрополитене Ленинграда-Петербурга. Получился подробный исторический очерк и одновременно путеводитель по станциям. Начинается рассказ с малоизвестных фактов о дореволюционных проектах скоростной магистрали. Так, в 1889 году трассу, соединяющую все вокзалы, предполагалось проложить по эстакадам вдоль Обводного канала и по мосту через Неву. Четыре года спустя предприниматель Рафаэль фон Гартман предложил засыпать Екатерининский канал и проложить по его руслу скоростную дорогу на сводах. Свои проекты для Петербурга предложили Петр Балинский, выдвигавший также идею построить «наземное метро» в Москве, и Петр Рашевский, автор реализованного проекта Московской окружной железной дороги.

В 1915 году городские власти приняли решение о строительстве тоннелей для транзитного движения поездов, трамваев и автомобилей под центром города. Новые трассы должны были сохранить архитектурные памятники и красивые городские виды. Проект разработали опытные инженеры-трамвайщики. Ровно 100 лет назад начали рыть первые шахты. Предполагалось, что к 1925 году в Санкт-Петербурге будет метрополитен не хуже лондонского или парижского… Но планы нарушила революция.

40-15-12.jpg
Андрей Жданов. Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли. – М.: Центрполиграф, 2017. – 702 с.

Город лишился статуса столицы, но не перестал мечтать о подземке. Тем более что население увеличивалось (в 1930 году перевалило за 2 млн, достигнув довоенного уровня), и заторы на улицах стали повседневностью. Специалисты в этот период предлагали разные варианты трассировки линий метрополитена. Архитектор Александр Никольский в 1934 году предложил провести линию подземного трамвая на Крестовский остров, где планировалось возведение самого крупного в СССР стадиона. Но его красивая ландшафтная идея не нашла поддержки в Ленсовете.

Более прагматичный план был составлен в НИИ коммунального хозяйства в 1938 году. Первая линия должна была связать Нарвскую и Выборгскую сторону, с остановками у большинства вокзалов. Архитекторы при проектировании внешнего облика станций ориентировались на московское метро. План был утвержден в Москве стремительно, и уже в январе 1941 года начались работы. Первую очередь (Московский вокзал – Кировский завод) планировали открыть к 25-летию Октябрьской революции. Но уже в первые дни войны стройку остановили, готовые шахты пришлось затопить водой… Возобновилось строительство вскоре после Победы.

Ленинградские метростроевцы работали в трудных, зачастую экстремальных условиях. При подземной работе мешали плывуны, неразорвавшиеся снаряды (близ станции «Автово» проходила линия фронта), многие законсервированные в начале войны горные выработки обрушились. Оказалось, что построить питерское метро можно только на больших глубинах (50–100 м).

Открытие первой линии состоялось в 1955 году. Красную ленточку торжественно перерезали на станции «Площадь Восстания». Чтобы освободить место для пафосного наземного павильона, на Невском проспекте сломали старинную Знаменскую церковь. Местное начальство было немного уязвлено, что на церемонию открытия никто из высоких кремлевских гостей так и не приехал. Только через месяц для знакомства с Ленинградским метрополитеном прибыл второй человек в государственной иерархии – председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов. «Несмотря на приезд высокого гостя, поезда шли по обычному графику, и Ворошилов прокатился в вагоне вместе с обыкновенными пассажирами», – отмечает автор книги.

Станция «Автово» строилась при Сталине, а ее павильон напоминает храм.	Иллюстрация из книги
Станция «Автово» строилась при Сталине, а ее павильон напоминает храм. Иллюстрация из книги

С тех пор строительство метро идет в Северной столице бесперебойно. Появляются новые станции, ширится сеть линий. За шесть с лишним десятилетий метро пришло во многие отдаленные районы, связав разные концы города. Жданов рассказывает о талантливых архитекторах, проектировавших станции (Александр Соколов, Евгений Левинсон, Анатолий Горицкий и другие), об уникальных технологиях, разработанных ленинградскими учеными и инженерами (например, стеклянные колонны сделали станцию «Автово» одной из красивейших в мировом метро). Не забыты замечательные художники, работавшие для подземки. Так, для «Пушкинской» фигуру поэта выполнил скульптор, фронтовик, почетный гражданин Петербурга Михаил Аникушин. Мозаичное панно «Урожай» для станции «Владимирская» создал художник-монументалист Андрей Мыльников, в будущем ставший Героем Социалистического Труда. Скульптор Александр Игнатьев, автор портрета Дмитрию Менделееву на станции «Технологический институт», сражался в годы войны на Ленинградском фронте. На современных станциях петербургского метро можно увидеть мозаичные изображения Петра I и его сподвижников (один из офицеров-гвардейцев похож на актера Михаила Боярского), персонажей романа «Преступление и наказание» и даже летчика Николая Рагозина, который после эмиграции из большевистской России участвовал еще в одной гражданской войне – в Испании, служа личным пилотом Франко.

Строительство метро – всегда вторжение в сложившуюся городскую среду. Выбрать место для наземного павильона подчас проблематично. С этим столкнулись еще проектировщики станции «Гостиный двор». За старинный портик на Невском проспекте, приговоренный к сносу, лично вступался академик Дмитрий Лихачев. Совсем недавно ради строительства выхода из станции «Обводный канал» разобрали, несмотря на протесты старожилов и краеведов, дореволюционный кинотеатр «Север» (изначально «Норд»). Дольше всего искали место для наземного павильона «Адмиралтейской»: она расположена в самом центре, где что ни дом –  достопримечательность. С трудом инженеры отыскали площадку для выхода на поверхность, хотя для этого пришлось реконструировать дом с колоритной биографией – первое здание Ленинграда, полностью восстановленное после войны. Но и оставить столь важный район без подземного сообщения невозможно. Теперь от Дворцовой площади подземка домчит пассажиров до Крестовского острова и Купчина, до Черной речки и Парнаса. А скоро – до проспекта Славы, Горного института и Беговой улицы: планами развития петербургского метро завершается книга Андрея Жданова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Федеральную помощь могут получить 3 миллиона россиян

Федеральную помощь могут получить 3 миллиона россиян

Анатолий Комраков

Правительство пообещало 38,5 миллиарда рублей пострадавшим от локдауна предприятиям

0
872
Китай объявил о грядущем дефиците редких металлов

Китай объявил о грядущем дефиците редких металлов

Ольга Соловьева

Зеленая энергетика обостряет войну за ресурсы

0
1144
Минфин не потянет и советских вкладчиков, и пенсионеров

Минфин не потянет и советских вкладчиков, и пенсионеров

Анастасия Башкатова

Если учесть все обязательства государства, то бюджет России просто не выдержит

0
1232
Свободные места в СИЗО подорожали втрое

Свободные места в СИЗО подорожали втрое

Екатерина Трифонова

Альтернативные меры пресечения не применяют даже ради экономии бюджета

0
958

Другие новости

Загрузка...