0
3752
Газета Non-fiction Печатная версия

13.03.2024 20:30:00

Пушкин и неприличное

Скандалы на пути к объединению

Тэги: философия, история, эстетика, станиславский, николай клюев, пушкин, живопись, андрей белый, гиляровский


10-15-13250.jpg
Александр Соболев. Общество
свободной эстетики
(1906–1917).– М.: ИМЛИ РАН,
2023. – 488 с. (Библиотека
«Литературного наследства»).
Расцвет отечественной культуры рубежа XIX–XX веков не ограничился новыми течениями в литературе, музыке, живописи, философии или театре. Появились не менее интересные творческие объединения. Часть из них довольно хорошо известна и описана в литературе: Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге и Москве, знаменитые «среды» на «башне» Вячеслава Иванова и не менее знаменитый «Бубновый валет»… Можно вспомнить и про редакции журналов и издательств, начиная с «Аполлона» и кончая «Шиповником»…

Книга Александра Соболева реконструирует историю Общества свободной эстетики. Оно возникло в 1906 году в Москве по инициативе Валерия Брюсова при непосредственном участии живописца Василия Переплетчикова, композитора Николая Кочетова и ряда других лиц. Деньги на новый проект выделял предприниматель Владимир Гиршман. Состав основателей изначально предопределил главную задачу общества, которая заключалась в объединении «служителей всех родов искусства – художников, музыкантов, поэтов, драматических и балетных артистов с целью сближения их между собой». Члены «свободной эстетики» не придерживались какой-либо конкретной концепции. Поэтому общество сразу превратилось в площадку для публичных выступлений и споров между представителями множества различных течений в современном искусстве, а его членами в числе прочих стали Андрей Белый, Эллис, Валентин Серов, Николай Милиоти, Константин Станиславский, Игорь Грабарь, Сергей Щукин…

Как пишет Соболев, «основой деятельности Общества свободной эстетики были вечера, на которых читались стихи или лекции (с последующим обсуждением) либо исполнялась музыка». Первоначально мероприятия проходили, как правило, в закрытом режиме (только для членов объединения). Правда «со временем открытые явно начали преобладать. Вероятно, причина лежала в экономической области: выручка от продажи входных билетов приглашенным гостям составляла изрядную часть прибылей».

Вечера, которые организовывало общество, отличались значительным разнообразием и разноплановостью. Так, 18 февраля 1909 года Александр Скрябин исполнил свою Сонату № 3 и ряд фортепианных пьес, 27 октября 1911 года Федор Степун прочитал доклад «О философии пейзажа», который в прессе охарактеризовали «вычурным», 15 ноября 1912 года читал стихи Николай Клюев, а 7 мая 1913 года «свободными эстетами» был объявлен конкурс картин и рисунков на тему «Иосиф и жена Пентефрия». Также на заседаниях несколько раз обсуждался вопрос о театральной постановке «Трех разговоров» философа Владимира Соловьева.

Впрочем, не обходилось и без скандалов. Например, 24 марта 1910 года на вечере общества Андрей Белый прочитал доклад о ритмике Пушкина и прошла выставка картин Натальи Гончаровой. И если выступление автора «Серебряного голубя» не вызвало никаких происшествий, несмотря на известную экзальтированность поэта, то с картинами знаменитой авангардистки все прошло более драматично. На следующий день газета «Голос Москвы» напечатала статью краеведа и писателя Владимира Гиляровского «Братцы-эстеты», в которой тот сообщал, что было «выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой (…) Сплошного декадентского пошиба и неприличных». По мнению журналиста, они вообще «превосходят всякую порнографию». В результате имели место конфискация ряда полотен и судебное разбирательство, оправдавшее живописца. Также имели место беспорядки, связанные и с местными московскими кубофутуристами…

Поэтому представляется, что вопрос, достигла ли «свободная эстетика» сближения служителей искусств или, наоборот, своей деятельностью еще более разделила их, остается открытым. Но главное, что это общество было.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1168
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
835
Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1458
Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
1761

Другие новости