0
147
Газета Non-fiction Печатная версия

18.06.2025 20:30:00

Наши сдали Ляоян

Александр Тиняков как человек и персонаж Романа Сенчина

Тэги: поэзия, история, хармс, есенин


21-15-13250.jpg
Роман Сенчин. Александр
Тиняков: Человек и персонаж. –
М.: АСТ; Редакция Елены
Шубиной, 2025. – 380 с. (ЖИЛ).
Еще лет 15 назад я задавался вопросом: куда будет дальше развиваться Роман Сенчин? Тогда у него имелось два основных направления творчества: столичная жизнь, в которой варится его герой – маргинальный субъект, и русская провинция с не более благополучными жителями. Отважится ли он на нечто новое? Он попробовал, и результатом стала книга «Александр Тиняков: человек и персонаж» – его, насколько мне известно, первый серьезный опыт в биографическом жанре почти на 400 страниц. Обращение к этому поэту не случайно, еще восемь лет назад я в «НГ-EL» поместил рецензию на рассказ Сенчина «Дедушка» – как раз о последних днях жизни Тинякова. В этом смысле Сенчин уже давно нашел «новое» – у него были рассказы и о Цое, и об одном писателе-«чеченце», например. Но это все художественная проза. А теперь – строгая документалистика, без лирики.

Я перечитал сейчас ту свою рецензию. Вроде бы все то, да не то, точнее, сегодня я написал бы иначе, собственно, и пишу. Только уже о другом произведении с тем же героем. Я узнал о Тинякове еще в детстве из очерка Чуковского, которого обильно цитирует Сенчин. Но внимание он (поэт) тогда мое не привлек. А может, я узнал о Тинякове из книги Зощенко «Перед восходом солнца», которую также использует Сенчин. В любом случае фигура Тинякова меня в свое время не зацепила. А вот для Романа она оказалась весьма важной, и уже несколько десятилетий он внимательно собирает все относящееся к этому поэту. Откуда и уже двойное обращение к Тинякову – и чисто художественное, и теперь документальное.

Напомню, долгое время Сенчина критика третировала как своего рода Тинякова нашего времени: мол, с напускным цинизмом признается в постыдных вещах – его alter ego собирает бутылки по помойкам, участвует в групповом изнасиловании и т.п. Такая слепота критиков, не замечавших уникального дарования писателя, его непревзойденного дара наблюдения и умения простыми и точными словами передать увиденное, может быть объяснена только предвзятостью. Или нечувствительностью к русскому слову, к литературе вообще.

Тиняков, на мой взгляд, не был великим поэтом или даже выдающимся. Он являлся скорее любопытным персонажем литературной жизни Питера начала прошлого века. Для меня его творчество – свидетельство богатства и разнообразия русской литературы в начале XX века и того, как она могла развиваться далее, если бы не катастрофа 1917 года. Он был не одинок; Сенчин об этом не пишет, но творчество Тинякова вполне вписывалось в тенденцию, представленную Владимиром Нарбутом, Николаем Недоброво и даже Михаилом Зенкевичем, – эстетический эпатаж, ранее запретная деталь и т.д. Недоброво писал «неприличные» стихи еще раньше и лучше Тинякова (сравни «Когда ты, голая, лежишь передо мной» Недоброво и «В амбаре» Тинякова), но кто о нем знает? И дело не в том, кто лучше или хуже, это все довольно условно, а в том, что тогда в европейской поэзии началась революция и помимо мейнстримного модернизма а-ля Блок, Рильке, Валери или Йейтс существовали менее значимые поэты, которые работали на нарочитой провокационности. Русских я уже назвал, у немцев были Готфрид Бенн и Георг Гейм с их моргами и крысами, у французов – Гийом Аполлинер (который в том числе зарабатывал писанием порнографических романов) и Поль-Жан Туле, у итальянцев – якобы дурашливый Гвидо Гоццано.

Место в русской литературе находилось всем. Конечно, стихами прожить было нельзя, Тиняков, как и прочие, зарабатывал журналистикой – это Сенчин подробно разбирает – и хочешь не хочешь втягивался в скандалы, чтобы получить известность. С позиций сегодняшнего дня его «черносотенство» представляется ничего не значащей мелочью, как и послереволюционные антирелигиозные пробольшевистские стихи, способ выживания, да и только. Думаешь о Тинякове в Петрограде в 1914–1916 годах и вспоминаешь Грина из бульварной прессы, Солоневича-«нововременца» – его место скорее среди них. С Блоком он мог общаться, но до его уровня подняться не мог. Написать:

Я славлю буйство жаркой

крови

И страстью зыблемую плоть!

– мог бы каждый второй виршеплет того времени. Вообще, в Тинякове много позы, дурновкусия, готовности использовать банальности: «…если бы мой отец женился на здоровой деревенской девке, я не был бы литератором-неудачником, издыхающим от голода». То, что с Тиняковым случилось после революции, – это история человека, который не хотел вписываться в реальность (период тоже достаточно подробно освещен Сенчиным). И вот тут его путь представляется уникальным. Он не стал советским конформистом, предпочел шутовское нищенство строчкогонству или административной карьере Зенкевича и Нарбута.

Сенчин «подбил» итоги изучения жизни и творчества Тинякова. Этому посвящена вторая половина книги. Так что она не только биография, но и своего рода энциклопедия тиняковщины. Для писателя, а не профессионального литературоведа, книга Сенчина поразительно серьезно и ответственно сделана. Но достаточно похвал, хотелось бы остановиться на моментах, которые, как кажется, автором упущены или недостаточно рассмотрены. Сенчин очень подробно дает фактуру по теме «Есенин и Тиняков», но упускает такую параллель.

Есенин:

…О сдавшемся Порт-Артуре

Соседу слезил на плечо.

«Голубчик! –

Кричал он. –

Петя!

Мне больно… Не думай,

что пьян.

Отвагу мою на свете

Лишь знает один Ляоян».

Тиняков:

Видел я потом: рыдал

Старый, будучи не пьян,

И – рыдая, повторял:

«Наши сдали Ляоян!»

Кстати, этих цитат достаточно, чтобы понять, кто такой гений и кто – литературный ремесленник.

Цитируя Бенедикта Сарнова, когда тот сравнивает эпизод из «Двенадцати стульев» с Кисой Воробьяниновым, просящим милостыню, с публичным попрошайничеством Тинякова, автор не задает вопрос: а не под влиянием ли этого момента из жизни поэта Ильф и Петров ввели в роман фразу «подайте бывшему члену Государственной думы»? Ведь хронологически все совпадает.

Сенчин пишет немало про Хармса и Тинякова, но только в плане знакомства первого с текстами последнего, а не сопоставляет их творчество. А это, на мой взгляд, плодотворная тема, ведь Тиняков – это такой прото-Хармс. Любопытно, что Максим Лаврентьев и Роман Сенчин, насколько мне известно, недолюбливают друг друга, и один избрал себе Хармса предметом изучения, а другой – Тинякова. Что-то символическое есть в этом выборе. Как и у Хармса, у Тинякова все как бы не всерьез, самоирония, игра, шутовство бросаются в глаза. Но это смазано некой корявостью и грубоватой наивностью на уровне капитана Лебядкина.

Конечно, новая книга Сенчина – не для всех. Чтобы ее прочесть, надо хорошо, точнее, отлично разбираться в истории русской литературы, обладать достаточной начитанностью, иметь вкус к исследованию и открытию для себя нового. Для автора она – своеобразное подведение итогов. «Роман» с Тиняковым, надеюсь, завершен.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Шел до тех пор, пока не был ранен

Шел до тех пор, пока не был ранен

Арсений Анненков

К 60-летию публикации повести Виктора Курочкина «На войне как на войне»

0
471
У белорусов появился национальный духовный центр

У белорусов появился национальный духовный центр

Михаил Стрелец

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке отмечает 900-летие

0
251
Стрела времени. Научный календарь, июнь 2025

Стрела времени. Научный календарь, июнь 2025

0
610
В Киеве ищут подход к новому президенту Польши через старого

В Киеве ищут подход к новому президенту Польши через старого

Наталья Приходко

Варшава ужесточили позицию в отношении ответственности украинских националистов за Волынскую резню

0
2550

Другие новости