0
116
Газета Non-fiction Печатная версия

24.12.2025 17:02:00

Человека красит галстук

Из какого гардероба растут стихи

Тэги: поэты, одежда, маяковский, ахматова


48-15-13250.jpg
Екатерина Горпинко. Стихи
и вещи: Как поэты Серебряного
века стали иконами стиля.– М.:
Альпина нон-фикшн, 2025. –
240 с.
«Возможно, кому-то покажется слишком поверхностным занятием обращать внимание на то, во что одет поэт. Разве больше нечего обсудить, кроме тряпок? Но мне всегда казалось, что одежду в буквальном смысле можно прочесть как стихи, и сделать это очень важно, поскольку порой костюм не менее красноречив, чем поэтический текст. Так возник замысел написать книгу о знаковых вещах в гардеробах поэтов Серебряного века. Каждый такой предмет их образа – отдельный сюжет, который может рассказать о владельце совершенно неожиданные вещи. Привычное представление о великих рушится, и одновременно рождается новый образ, стоит только пристально вглядеться в их внешний облик. Такой взгляд позволил с каждым из героев этой книги познакомиться заново», – считает аспирантка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник музея «Булгаковский дом» Екатерина Горпинко.

Персонажами ее книги стали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Анна Ахматова и «культовые» предметы их одежды – например легендарная желтая кофта Маяковского. Однако карьера Владимира Владимировича как поэта-футуриста началась все же не с кофты, а с банта-галстука – тоже, впрочем, желтого. В книге приводится связанный с этим фрагмент автобиографии Маяковского: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук». А объяснение привязанности именно к желтому есть у старшей сестры поэта Людмилы: «Желтый цвет с детства был любим нами, он символизировал для нас солнечную Грузию. В самом быту Грузии этот цвет был широко представлен в виде мутак (мягкие валики на тахте), подушек, портьер и прочего. У нас с сестрой тоже всегда были какие-нибудь желтые ткани. А у сестры Оли была желтая лента. Володя взял ее для какого-то вечера…»

Как поэт в России больше чем поэт (хотя благодаря Евтушенко эта истина стала известна уже после Серебряного века), так и предметы одежды бывают больше чем предметы одежды, превращаются в своего рода символы и фигурируют в произведениях своих владельцев. Скажем, вышеупомянутая кофта мелькает в поэме Маяковского «Облако в штанах»:

Хорошо, когда в желтую кофту

душа от осмотров укутана!

Это касается не только одежды – вспомним ахматовское:

И, простивши нрав мой 

вздорный,

Завещала перстень черный.

Так что стихи (вспомним опять Анну Андреевну) растут не только из сора, но и из поэтического гардероба.  


Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
360
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
334
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
384
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
358