0
1765
Газета Вера и люди Печатная версия

16.06.2020 19:00:00

Полвека священной девственности

Не монахини, но невесты Христа

Леонид Макшанов

Об авторе: Леонид Андреевич Макшанов – журналист.

Тэги: ватикан, святой престол, папа римский франциск, папа павел vi, целибат, женщины, монашество, девство, целомудрие, обряд


ватикан, святой престол, папа римский франциск, папа павел vi, целибат, женщины, монашество, девство, целомудрие, обряд «Жены непорочны» надевают свадебные наряды, но клянутся душой и телом принадлежать лишь церкви. Кадр из видео с канала Прихода Пресвятой Девы Марии Розария (Нью-Орлеан, США) на YouTube

На официальном информационном ресурсе Ватикана опубликовано послание папы Римского Франциска к 50-летию возрождения обряда посвящения дев. В тексте понтифика, обращенном к женщинам, решившим вести безбрачный образ жизни в миру, в частности, говорится: «Ваше призвание – знак неисчерпаемого и многообразного богатства даров Духа Воскресшего Господа, творящего все новое. Это также знак надежды, являющий верность Отца, который и сегодня пробуждает в сердцах некоторых женщин желание быть посвященной Богу в девстве, переживаемом в конкретной социальной и культурной среде, укорененном в отдельной церкви, выраженном в древнем, но современном и даже новом укладе жизни. Вместе с вашими епископами вы постепенно возрастали в понимании особой природы вашей формы посвященной жизни и даже осознали, что благодаря посвящению девы образуют отдельный чин верных в церкви».

Истоки обычая посвящать девушек в «невесты Христовы», но без монашеского пострига, принято искать в раннем христианстве, которое превозносило женское целомудрие. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор 7:34). В те времена были случаи, когда девственницы-христианки принимали обет безбрачия, а языческие власти пытались выдать их замуж за иноверцев. Девушки категорически отказывались от брака и желали соблюсти целомудрие. За это они подвергались пыткам и смерти. Таких мучениц (они канонизированы) некоторые апологеты и считают первыми посвященными девами.

О пользе женского целибата толковали и отцы Церкви. Например, святой Иоанн Златоуст писал так: «Где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос». Более того, в западном христианстве целомудрие вошло в список семи добродетелей. Появился особый чин «посвящения в девы». Во время обряда девушки приносили клятву, что в течение всей жизни никогда и ни с кем не вступят в супружеские отношения. Помимо хранения целомудрия представительницы прекрасного пола, получившие посвящение, должны были активно молиться, поститься, каяться. В общем, жить в благочестии и подвижничестве. К числу посвященных девственниц относят святых Маркеллину и Женевьеву.

В Средние века порядок посвящения в «невесты Христа» был усложнен. Обряд теперь совершался только в двух религиозных орденах – у бенедиктинцев и картезианцев. А к чину допускались лишь девственницы, давшие вечные монашеские обеты и ставшие монахинями. После церемонии девы получали право носить элементы облачения духовенства, а именно – палантин и манипул. Лишь одна монахиня, не принадлежавшая к бенедиктинскому или картезианскому ордену, получила посвящение в девы – святая Маргарита Венгерская, монашествующая доминиканка. Впрочем, в те же Средние века чин посвящения среди монахинь прекратил свое существование. Скорее всего в Католической церкви решили, что вечных обетов (в их числе и целомудрие), которые дают девушки, желающие стать монахинями, вполне достаточно для статуса «невесты Христовой», и потому нет необходимости дополнительно посвящать их еще и отдельным порядком.

Возрождение чина произошло лишь в XX веке. Француженка Анна Лефлев заявила о своем желании пройти обряд посвящения в вечные девы, и ее поддержали несколько архиереев страны. 6 января 1924 года она стала первой за несколько веков посвященной девой. Когда количество претенденток в вечные девственницы стало расти, епископы вынуждены были обратиться в Конгрегацию по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни для того, чтобы узнать, можно ли официально восстановить обряд. Однако ватиканское ведомство дало отрицательный ответ.

В различных источниках встречаются разные версии, почему в Римской курии решили не возобновлять практику ритуала. Согласно одной из них, конгрегация выдала запрет, поскольку восстановление обряда вступало в противоречие с каноническим правом. По другой – институты посвященной жизни выступили против из-за того, что претендентки в вечные девственницы не были монахинями, это рассматривалось как отступление от традиций. А пойти на инновацию и не только возродить обряд, но и даровать право немонашествующим девушкам получать посвящение было опасно. Утверждалось, что нововведение могло нанести вред женскому монашеству. Ведь если претендентки на статус посвященных дев без принятия монашеских обетов получат желаемое, то и другие девушки, намеревающиеся уйти в монастырь, передумают присоединяться к какому-либо ордену, а просто захотят пройти обет посвящения. Таким образом, в возрождении чина кто-то мог увидеть заманчивую альтернативу монашеству. Более того, посвященные девственницы, не будучи монахинями, могли возвыситься над монашествующими, и в конгрегации этого весьма опасались.

Но Анна Лефлев не стала мириться с отказом. В 1940-х годах она познакомилась с Анджело Ронкалли и Джованни Монтини, которые в будущем станут римскими понтификами – Иоанном XXIII и Павлом VI, и рассказала им о своем желании. В 1950-х годах она каждый год ездила в Рим и призывала разрешить посвящения. Наконец папа Пий XII издал декрет, в котором позволил становиться посвященными девами – но исключительно монахиням.

А вот в понтификат Павла VI ситуация полностью поменялась, и проходить посвящение в вечные девственницы было дозволено не только монахиням, но и мирянкам. К чину, правда, допускаются лишь дамы, которые никогда не состояли в браке и были невинны. При этом под девственностью понималось отсутствие намеренного нарушения целомудрия. То есть жертвам изнасилования не запрещалось проходить обряд, а вот девушка, которая абсолютно добровольно вступила в интимную связь, не имела права стать посвященной девой.

Ритуал посвящения проводится епископом. На церемонии девушка одета в платье невесты, поскольку таких дев еще называют посвященными невестами. Во время обряда посвящаемая получает кольцо, которое отныне должна носить, поскольку оно символизирует ее «помолвку» с Христом. После прохождения ритуала девушка больше никогда не сможет выйти замуж и вступить в какие-либо половые отношения, но она продолжит вести светский образ жизни – работать, учиться, заниматься хобби. Кроме того, посвященная не обязана носить какое-то специальное облачение, но ограничивается скромной мирской одеждой. Посвященные девы работают учительницами, нянями, психологами, бухгалтерами. Есть даже те, кто трудится в качестве пожарных или имеет свой бизнес. Но все свое свободное время они отводят молитвам и покаянию. Кроме того, они обязаны помогать общине, подчиняться епископу и посещать встречи со своим духовным наставником.

В 2018 году Ватикан позволил допускать к ритуалу и тех, кто ранее уже состоял в гражданском союзе с мужчиной. В одном из пунктов опубликованного документа говорилось: «Призыв дать клятву в девственной, супружеской, плодотворной любви к Христу не сводится к символу физической невинности. Таким образом, сохранение ее (девы) тела в идеальной целостности или же практика добродетели образцового целомудрия хотя и имеет большое значение по определению, но не является существенным условием, без которого посвящение было бы невозможным». Обновленное руководство к чину шокировало и разочаровало многих мирских «невест Христа», поскольку они считали недопустимым проводить обряд над теми, кто не сохранил свою непорочность. К 2020 году число посвященных дев в Католической церкви приблизилось к 5 тыс.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мужчин-священнослужителей хотят избавить от средневековых повадок

Мужчин-священнослужителей хотят избавить от средневековых повадок

Милена Фаустова

Кандидат в архиепископы Лиона – о будущей роли женщин в иерархии Католической церкви

1
3205
Русский епископ отказался от сана и церкви

Русский епископ отказался от сана и церкви

Валерий Вяткин

Ушел из «тени алтарей»

0
5351
Почему Гитлеру не удалось похитить папу Римского

Почему Гитлеру не удалось похитить папу Римского

Алексей Казаков

Рассекреченные документы ЦРУ подтверждают роль адмирала Канариса и германских дипломатов в спасении понтифика

0
3230
Второе дно Гоголя

Второе дно Гоголя

Степан Варламов

Писатель любил Европу старых инкунабул, а не Европу, погрязшую в революциях

0
1429

Другие новости

Загрузка...