0
1111
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

20.11.2009 00:00:00

Грузинский темперамент на фоне Парижа

Тэги: третьяковка, выставка, гудиашвили


Пожалуй, новую выставку можно считать одним из самых отрадных выставочных событий осени. Вернисаж под голос Нино Катамадзе. Небольшой зал превратился в уголок старого Тифлиса. Он чуть расплывается в дымке сепии с огромным фотоувеличением: громоздятся дома, крыши┘ На их фоне – около десятка картин и почти полсотни волшебных графических листов. Шесть из собрания Третьяковки (все, чем обладает галерея), остальное входит в коллекцию Иветы и Тамаза Манашеровых, которых художник, по их словам, будто возвращает в родную Грузию.

Первая персональная выставка Гудиашвили прошла, когда ему было всего 19. Потом он отправился в экспедицию с археологами – делал копии с фресок в старых церквах. Водил дружбу с поэтами-символистами из группы «Голубые роги», был членом «Синдиката футуристов». Познакомился с Нико Пиросмани. Знавшие Гудиашвили вспоминают, что он не любил сравнений с грузинским примитивистом. И правда, выразительность Пиросмани – в обескураживающей искренности его простоты. Выразительность Гудиашвили – прежде всего в сложном плетении линий его графики.

Пять лет (с 1920 по 1925-й) Гудиашвили провел на стажировке в Париже. Его мастерская, как и полагается, была на Монпарнасе, он бывал в богемной «Ротонде», дружил с авангардистами Дереном, Леже, Марке и Мазерелем, знал Модильяни и Пикассо. Парижский период многие считают лучшим у Гудиашвили. Ему-то в основном и посвящена открывшаяся выставка.

Ладо Гудиашвили живописного парижского времени делает «Курильщиков». Типичные герои искусства начала XX века, но с глазами, смотрящими то ли с древних фресок, то ли с миниатюр. Воины (изысканные, как силуэты с эскизов Бакста к дягилевским балетам), лани, прекрасные грузинки то нежнее, то чуть грубее, чуть сочнее – поют, не растворяясь во французском хоре, о своем.

Но все же главное, и выставка дает тому наглядное подтверждение, – это Гудиашвили-график. Акварельные зарисовки городка Брюникель всей грудью вдохнули прозрачности французского пленэризма. А линии его карандашных рисунков – будь то охота, влюбленная пара, кутеж кинто, каменотесы или просто московские кучеры (более поздние, 28-го года) – то чувственные и неспешные, как шепот, льющийся в ухо красавицы, то резкие и отточенные, как чеканный узор на тулове сосуда.

Выставка делает чуть более широкий временной срез, чем парижские 1920–1925 годов, она показывает еще и то, как меняется работа руки при переходе от одного жанра к другому. Так, черно-синяя гуашевая напористость гротеска в эскизах к мультфильму «Аргонавты» (1936) сменяется меланхолией легких перовых зарисовок к «Новым стихам» Иосифа Гришашвили (1939).

После возвращения из Парижа было разное: и участие в XVI Биеннале современного искусства в Венеции, и созданный им антифашистский графический цикл, и незавершенные росписи в тбилисской церкви Кашуэти (вскоре Гудиашвили исключили из Компартии). Сегодня возле этого собора стоит высокий элегантный господин в шляпе – памятник и церковь стали одним из фотофонов выставки. Гудиашвили работал для театра и кино, иллюстрировал Шоту Руставели, писал портреты. В Москве же последний показ Гудиашвили прошел в 1958-м в зале Союза художников на Кузнецком.

То, как теперь встречают выставку Гудиашвили, и то, как встретили прошлогоднюю выставку Пиросмани в галерее «Проун», заставляет думать об искусственности границ и отношений. На открытии поэт и переводчик Михаил Синельников сказал, что «политики завели наши отношения в ужаснейший тупик, и только политики могут нас из этого тупика и вывести. Но┘ жизнь без Грузии, без Тбилиси совершенно немыслима для нас, и совершенно невозможно представить себе, что эти связи могут оборваться». Об этом говорил не он один.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1077
Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Картофель и молоко вывели Белоруссию в лидеры по узнаваемости

Анастасия Башкатова

Семь из десяти россиян доверяют производителям из братской республики

0
1601
Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Ускорение инфляции – плохой сигнал для политики Центробанка

Михаил Сергеев

Чиновники мегарегулятора наблюдают за сокращением своего влияния на экономику

0
2493
На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

На досрочных выборах в парламент Британии возрастают шансы "третьей силы"

Данила Моисеев

Консерваторы слишком дискредитировали себя, но и лидер лейбористов не самый заслуживающий доверия политик

0
1802

Другие новости