0
1212
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

04.02.2011 00:00:00

Увлекшись нагнетанием страстей

Тэги: выставка, москва, галерея проун


выставка, москва, галерея проун Ольга Свиблова и Марина Лошак на открытии «Шпиономании».

Проект «Коричневая пуговка, или Шпиономания», согласно пресс-релизу, – «выставка про состояние, среду, навеянное коллективными воспоминаниями о прошлом». Делать ставку на «дух времени» – прием, который «Проун» с его любовью к соединению в одном пространстве разных жанров искусства и разных меток времени практикует давно и успешно. Однако шпионская история только на Zeitgeist, «духе времени» – даже если присовокупить сюда ироническое к этому цайтгайсту отношение, – не удержится. Без связующего раствора драматургии, сюжетной интриги такая выставка многое теряет.

История получилась про то, как все вроде есть – и костюмчик сидит, и шляпа хорошая, – а как целое не воспринимается. Идея казалась очень многообещающей. Сделать смешной «шпионский» проект, отталкиваясь от песенки Долматовского «Коричневая пуговка» и повести Гайдара «Судьба барабанщика». Ставя во главу угла шпионов и пионеров как основных «разносчиков» шпионских баек и главных «обезвреживателей» всяких подлецов. Тема, которая и сама по себе не оставит равнодушными и к тому же может служить ироничным намеком на актуальные политические истории. Формула, прописывающая болезненный сюжет – витающие в воздухе шпионские фобии, – вроде бы обречена на успех. Но в выставке «Шпиономания» сосуществуют два неравноценных пласта. Насколько выразителен первый, саркастически вскрывающий остроумные параллели, настолько странен второй, где из всех мотивов и произведений, увы, никак не складывается единый организм.


«Шпионские» вещи должны передавать дух времени.
Фото предоставлено организаторами

На литературную основу Долматовского и Гайдара нанизаны, будто разнокалиберные бусины на нитку, рисунки Бориса Игнатьева 1972 года к диафильму про гайдаровского «Барабанщика», фотографии конца 1950-х из пионерлагеря, медали пионерлагерей, живописные и скульптурные портреты – от среднестатистических пионеров до персонажей с сомнительной репутацией вроде Павлика Морозова. А также, как бы по другую сторону баррикад, коллекция миниатюрных шпионских фотоаппаратов (из собрания Анатолия Злобовского) и даже шпионский триллер. Это – содержимое первого, символического пласта, изобилующего игровыми коннотациями. Так, на входе вас встретит вытянувшийся в струну гипсовый пионер (к слову, изготовленный специально для «Шпиономании»), предлагая погрузиться в пространство прошлого с пионерлагерями и общественными парками для гуляний со всевозможными «девушками с веслами».

Другой эксклюзивный продукт новой выставки – пародия одновременно на комедию Spies like us Джона Лэндиса 1985 года и столь модный нынче принцип серийности. Короткометражку «Шпионы как мы-2» задумала арт-директор «Проуна» Марина Лошак, а снял Алексей Шемятовский. Роли троих подозревающих друг друга разделили между собой лица высокопоставленные – комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, замминистра культуры Павел Хорошилов и спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Они, само собой разумеется, друг друга выслеживают и вообще всячески нагнетают напряжение.

Взятому тону вторят напечатанные на крафте и отретушированные фото Андрея Волкова, который тоже увлекается игрой в шпионов – принимает многозначительные «выжидательные» позы, а для пущей важности облачается в белый костюм и шляпу. Комический эффект удался – в «Ожидании» спину крупной фигуры в белой шляпе то и дело, пренебрегая датой создания (2010 год), хочется приписать Хрущеву. Ну а ретушь – тоже из шпионских приемов, эдакие симпатические чернила наоборот. В общем, нешуточно нагнетаются шуточные страсти, и кажется, в зале не хватает только надписи: «Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера».

Правда, дальше нагнетания дело не заходит – ироничные страсти накаляются, но ничего не происходит. И тот самый второй пласт, связанный с композиционной и драматургической увязкой всех предметов между собой, получился шатким. Все эти шпионские и пионерские причиндалы дополняются под конец формой пограничника 1935 года и портретом председателя ВЧК Дзержинского. Атмосфера атмосферой, а из всех этих вещей можно было бы выжать больше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
421
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
443
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
380
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
466

Другие новости