0
1286
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

19.10.2012 00:00:00

Несовершенство как стимул для развития

Тэги: стамбул, биеннале, дизайн


В Стамбуле стартовала первая биеннале дизайна, которая была организована Фондом культуры и искусства IKSV и продлится до середины декабря. Участие в ней принимают более 300 дизайнеров и архитекторов из 46 стран мира. Открывая биеннале, председатель IKSV Белент Эзажибаши отметил: «Мировая общественность воспринимает Стамбул, как город знаменитый своей историей и традициями. Мы хотим показать, что это место обладает еще и огромным творческим потенциалом, а также разъяснить местному сообществу важность дизайна для промышленности, экономики, культуры и повышения качества жизни».

«Несовершенство» – так сформулировал тему биеннале Дэйан Суджик, директор Лондонского музея дизайна и член консультативного совета биеннале. По мнению Суджика, Стамбул как город, с многочисленными культурными слоями, заряженный энергией социального и культурного развития – самая лучшая платформа для изучения «Несовершенства», «так как именно этот город создает огромное количество полезных и красивых вещей, черпая вдохновение из несовершенного, неточного и непостоянного». В основе программы биеннале лежат две выставки, каждая из которых по-своему исследует широкий круг областей, связанных с дизайном – от градостроения, промышленного и графического дизайна до архитектуры, моды и медиадизайна. Куратором первой под названием Muzibet (бедствие) стал турецкий архитектор Эмре Аролат, концепцию второй – Adhocracy (ad-hoc переводится как ситуативный) – разрабатывал американский архитектор и главный редактор журнала Domus Джозеф Грима.

Выставка Muzibet проходит в здании Музея современного искусства и ставит своей целью критику трансформаций, происходящих в современном Стамбуле. Особенно акцентируется на процессе «облагораживания» жилых районов, ставших причиной серьезных противоречий. В экспозиции современные проекты турецкого жилищного строительства сравниваются с похожими проектами из других стран. В фойе перед входом показывают документальный фильм, от просмотра которого возникает ощущение тревоги. На фоне быстро сменяющихся картинок Стамбула с заброшенными старыми домами, торчащими, как вставные зубы, небоскребами и медленно ползущими в постоянной пробке машинами, жители города рассуждают о том, какие проблемы они испытывают от неграмотного и стихийного его развития. Чтобы попасть собственно на саму выставку, надо пройти через неприветливую железную калитку. За этой решеткой пространство делится на два мира, которые сосуществуют друг с другом в постоянном противоречии. Первый – темный узкий коридор, где периодически раздаются таинственные звуки и распространяется душноватый сладкий аромат (специально разработанный для выставки). Коридор олицетворяет собой «Бедствие», которое нависло над городом.

Из коридора можно попасть в параллельный мир, разместившийся в небольших комнатках, протиснуться в которых не так просто. Эти крошечные пространства, в которых помещается не больше двух-трех человек, воспринимаются как тюремные камеры. Но на самом деле это выходы, намекающие на то, что решение проблем существует. Комнат много и без внимательного прочтения аннотации совсем не очевидно, как они встраиваются в контекст заданной темы. В одном из многочисленных залов зрителю предлагается сыграть в игру под названием Istambul-O-Matic. На полу расположены площадки: «архитектор», «турист», «местный житель», «инвестор», «мэр», «защитники окружающей среды», на стене изображен темный силуэт города. В зависимости от того, на какой площадке стоит игрок, силуэт меняется, а если в игру вступают два и больше игроков, то к одним силуэтам добавляются другие. Именно этот сценарий развития города, в котором учитываются разные точки зрения, по мнению группы авторов проекта, является единственно правильным. Другой проект Infraordinary вторит предыдущему: пол и стены разрисованы непонятными силуэтами, а в воздухе подвешены бесформенные фигуры. Здесь стоит «прицел», при взгляде через который бесформенные пятна и фигуры сливаются в единый силуэт города. Но стоит сделать шаг в сторону, как весь город начинает разваливаться на куски, наглядно демонстрируя, что, используя только одну точку зрения, невозможно построить полноценный город.

Adhocracy разместилась по соседству. «Ситуативный» (ad-hoc) здесь противопоставляется бюрократии (bureaucracy), подразумевающей безразличные ко всему, не гибкие, тормозящие развитие системы. Adhocracy – это любая форма организации, которая ищет новые возможности, решает проблемы и получает результат. Грима считает, что мир находится на пороге третьей индустриальной революции.

Если предыдущая революция вела к производству безликих серийных объектов, идеально соответствующих прототипу, то новый этап предлагает создавать вещи уникальные, обладающие индивидуальностью, а производство из гигантской фабрики превращается в небольшую мастерскую.

На территории выставки Грима создал лабораторию, наполненную проектами, меняющими процессы взаимодействия между дизайнером, производителем и конечным потребителем. Так, проект группы blablaLAB печатает на 3D принтере миниатюрные фигурки посетителей, для чего им необходимо встать между тремя сканерами, установленными рядом (фигурку можно забрать в качестве сувенира). Группа, возглавляемая архитекторами Хосе Рамоном Трамоэросом и Дениз Манисали, поставила 3D принтер на тележку, которая разъезжает по улицам Стамбула. Прохожие на компьютере придумывают дизайн, заносят его в базу данных и распечатывают изделия, используя шоколадную пасту или плавленый сыр. По окончании биеннале базу данных передадут Пако Моралесу, известному повару, открывшему ресторан авангардной кухни в Валенсии, для дальнейшего использования в меню ресторана.

Проект Open Structures Toys демонстрирует универсальный конструктор, из частей которого местные ремесленники создали серию предметов различного назначения. В этом же направлении работает и Тристан Копп – его проект produSER предполагает создание набора деталей, которые сложно произвести самостоятельно, но легко соединить, используя подручные материалы (на выставке представлен велосипед, детали которого соединены не привычными металлическими трубками, а ветками). Еще одна группа дизайнеров демонстрирует проект Arduino – небольшую программирующуюся плату конечные пользователи превратили в сейсмограф, дозиметр, детскую игровую приставку и диктофон.

Проект Drone Journalism из Любляны предлагает новый подход к созданию журналистских репортажей. Micro Air Vehicles – это крошечная видеокамера, закрепленная на небольшом устройстве, напоминающем стрекозу. В зале демонстрируют снятый с ее помощью фильм – пролетая над опасным, перекрытым полицией районом, камера запечатлела столкновения демонстрантов с представителями правопорядка. Проект Imagine из Мексики дает старым вещам новую жизнь: из оружия, отобранного у наркоторговцев, Педро Рейез создал музыкальные инструменты (группа музыкантов развлекала гостей, используя их во время открытия выставки).

Одним из самых загадочных участников стал проект группы парижских «партизан»-хакеров, называющих себя LesUX. Группа состоит примерно из 120–150 человек, но их имена никому не известны. Зато им известны все подземные ходы Парижа, дающие доступ практически в любой дом. Так в 2006 году на протяжении долгого времени LesUX проникали по ночам в здание Пантеона, где проводили артистические перформансы и заодно чинили часы, не работающие с 1960 года. Чтобы спрятать необходимые для этого инструменты и инвентарь, они придумали кресла, которые, будучи составленными одно на другое, напоминали деревянные паллеты и днем не вызывали подозрения у сотрудников Пантеона. Кресла и фильм, повествующий об этом проекте, показывают на чердаке здания.

Параллельно этим двум главным проектам до 12 декабря в Стамбуле пройдет еще много небольших выставок, мастер-классов и круглых столов, во время которых участники смогут обменяться идеями и мнениями и предложить миру свой альтернативный взгляд на грядущее развитие дизайна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
220
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
117
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
130
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
118