0
3853
Газета Персона Печатная версия

30.11.2022 20:30:00

Когда шутка уходит в народ

Сергей Сидоров о том, что для хорошего афоризма может не хватить жизни

Тэги: афоризмы, юмор, сократ, вовенарг, ларошфуко, михаил жванецкий, фаина раневская, козьма прутков, лаконизм, парадокс

Сергей Людвигович Сидоров (р. 1960) – писатель, председатель Московского клуба афористики. Родился на Урале. Член Ассоциации русских верлибристов. Автор цикла юмористических фантастических рассказов «Мышуйские хроники» (в соавторстве с Антом Скаландисом). Член Московского клуба афористики. С 2003 по 2021 год – председатель Московского клуба афористики. С 2021 года – председатель Содружества авторов афоризмов и малых литературных форм «СОКРАТ». Юмористические стихи, рассказы, миниатюры и афоризмы опубликованы в 40 различных сборниках, авторских книгах и на CD. Почетный член Ассоциации сербских писателей, удостоен звания «Экселенц сатиры» за пропаганду сатиры и юмора в Европе. Автор книг: «Капуста без кочерыжки» (1999), «Золотые россыпи» (2000), «Лучшие юмористические рассказы России» (2000), «Наши в городе», Сборник юмористической фантастики (2001), «Клуб 12 стульев», (2001), «Современная отечественная афористика» (2002), «Афористика и карикатура». (2003); аудиокниги: «Мышуйские хроники» (2004), «Антология мудрости» (2005), «Антология афоризмов. Классики и современники» (2005), CD, «Московский клуб афористики: избранное за 30 лет» (2007), «Сидоров-Кассир и товарищ Сухов: «Смешные тайны Номосексуальной пары» и «ПедерастРы в штабе» (2008), «Антология мысли в афоризмах» (2008), «Парадоксальные мысли отечественных афористов». Т. 1 (2009), «Самые смешные рассказы» (2010), «Мудрость России. От Владимира Мономаха до наших дней» (2011), «Смешные крылатые фразы для женщин и мужчин. На каждый день» (2019) и др.

афоризмы, юмор, сократ, вовенарг, ларошфуко, михаил жванецкий, фаина раневская, козьма прутков, лаконизм, парадокс Когда-то афоризм был признан самостоятельным жанром. Кадр из мультфильма «Икар и мудрецы». 1976

В российской словесности сложилась уникальная ситуация: издатели выпускают книги афоризмов, в том числе наших современников, в прессе постоянно цитируют афоризмы известных людей, опять же, и ныне живущих, а вот отдельного афористического жанра (в полноценном его понимании) у нас как будто и нет. Во всяком случае, литературоведы, критики, да и большинство представителей писательского цеха его таковым не считают. Нет таких писателей! Так считает автор юмористической и фантастической прозы, поэт, автор афоризмов Сергей СИДОРОВ, с которым побеседовала Татьяна КОРМИЛИЦИНА.

– Сергей Людвигович, могли бы вы подробнее прокомментировать парадоксальную ситуацию, описанную в вашем заявлении?

– Ярче всего этот парадокс можно проиллюстрировать таким сравнением. Все знают, что в поэзии существует масса направлений, жанров и поджанров, и никто не оспаривает их наличие. Есть поэты, пишущие классическими размерами, поэты-песенники, поэты-верлибристы и т.д. И все они – поэты. В прозе та же история: маринисты, фантасты, детективщики, сатирики, юмористы, мемуаристы, далее по списку. И все они, невзирая на жанр, писатели. Нас же, писателей-афористов, вроде и нет вовсе. Но если жанр афоризма все-таки есть, то почему писателей (ну не поэтов же) этого жанра нет?

Причины этому разные: кому-то из представителей отечественной словесности наш жанр лично не интересен, кто-то о нем элементарно забывает в своих рассуждениях о жанрах, а некоторые принципиально не хотят признавать афористику самостоятельным литературным направлением. Видимо, поэтому до сих пор ни в одной из нескольких существующих в стране писательских организаций или союзов нет ни отделений, ни секций, объединяющих авторов афоризмов. Не организуются круглые столы и конференции (хотя бы в рамках книжных выставок), не проводятся – пусть и заочные – дискуссии в СМИ, где бы обсуждались проблемы нашего жанра, в отличие от детективов, фантастики, поэзии и т.п.

– То есть вы много лет добиваетесь признания самостоятельности жанра, в котором работаете? Удалось ли чего-то достичь?

– Да, я не устаю настаивать на том, что афористика – это самостоятельный литературный жанр, а творчество современных афористов не фантомно, а вполне реально и полновесно. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любое из наших ежемесячных заседаний или обратить более пристальное внимание на сборники и авторские книги современных авторов, пишущих афоризмы.

Напрашивается резонный вопрос по этому поводу: зачем же ждать столетия, чтобы потом признать их произведения классикой наряду с творениями античных мыслителей? Вот же они, живут среди нас, активно пишут, но почему-то пока никем не признаны. А так хочется дожить до дня, когда в каком-нибудь концертном зале типа Политехнического музея состоится вечер именно современного афоризма, на котором не будет свободных мест, а билеты будут спрашивать у выхода из метро. Чем мы хуже поэтов-шестидесятников?

Одним словом, современные афористы – это не фантомы, а реальные писатели, авторы замечательного полновесного жанра Литературы с большой буквы под названием АФОРИСТИКА.

Что касается достижений на ниве популяризации нашего жанра, то об этом, если позволите, обязательно расскажу подробнее в конце разговора.

– Ну, хорошо, ваша позиция ясна. Давайте теперь для наших читателей представим жанр афористики как таковой.

– Начнем с того, что когда-то афоризм был признан самостоятельным жанром. Но со времен Ларошфуко, Вовенарга и Козьмы Пруткова много воды утекло.

Сегодня есть масса определений афоризма. От заумно навороченных до поверхностно-юмористических. Мне больше нравится такая версия: афоризм – это оригинальная законченная мысль (часто парадоксальная), сказанная и записанная в лаконичной, запоминающейся форме, впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми или в печатном виде.

К афоризмам принято причислять следующие словесные формы: фраза, гнома, максима (мораль), изречение, крылатое выражение, сентенция, пословица, поговорка, апофтегма (афоризм определенного лица) и хрия (афоризм определенного лица в определенной ситуации).

– А современные реалии и наличие интернета как-то влияют на процесс развития афористики? Ведь не секрет, что в виртуальном обезличенном пространстве присутствует масса низкопробных и откровенно графоманских афоризмов.

– Увы, но это факт. Поделать с этим вряд ли что удастся. Мы же понимаем, что закрыть эту вселенскую «помойку» нереально. Вот и получается, что одни плагиатствуют, размещая чужие фразы как свои, другие, напротив, составляют липовые подборки, например Михаила Жванецкого и Фаины Раневской, куда включают афоризмы, которых те никогда не писали и не произносили. Между прочим, в таких подборках неоднократно использовались фразы членов содружества «СОКРАТ».

– Не удержимся от банального, но каверзного вопроса: а что, на ваш взгляд, легче написать, толстый роман или хороший афоризм?

– Знаете, я, пожалуй, отвечу не банально. Писатель-романист в процессе творчества может написать один-два афоризма. Да, собственно, любой человек способен в течение своей жизни изречь короткий шедевр, иногда и не один. Вспомните, например, нашего незабвенного Виктора Степановича Черномырдина. И еще не факт, что написать объемное произведение гораздо сложнее афоризма. У меня на этот счет есть такая фраза: хороший роман можно написать за полгода, для хорошего афоризма может не хватить жизни.

Дело тут в совершенно различном мышлении: афорист по определению лаконичен и не будет тратить время на пространное описание философии того или иного персонажа. Ведь то же самое он может выразить в короткой, емкой и всем понятной фразе. Разницу между мышлением беллетриста и афориста я бы сравнил с разницей между мужской и женской логикой. Одним словом, афоризмы пишутся не от нехватки слов, а от переизбытка мыслей.

– Спасибо за оригинальный ответ. Напомню, что в конце беседы вы обещали что-то рассказать подробнее.

– Я хотел сказать следующее: около двух лет назад лучшие на сегодня силы современных авторов афоризмов и короткой иронической поэзии объединились в творческое Содружество авторов афоризмов и малых литературных форм «СОКРАТ», чтобы активно пропагандировать свои короткие жанры. Мы стараемся, чтобы читатели увлекались не только детективами, поэзией или серьезной научной литературой, но с удовольствием брали бы в руки и читали различные сборники и авторские книги как членов Содружества «СОКРАТ», так и других современных авторов. Ведь когда та или иная фраза или шутка в стихах уходит в народ и начинает жить самостоятельной жизнью – это и есть высшая оценка нашего творчества.

Но это внешняя оценка. А мы же еще решили отмечать лучших из цеха афористов, так сказать, по-гамбургскому счету. Поэтому и учредили в целях поощрения авторов, пишущих в жанре афористики, и популяризации и развития этого жанра в целом уникальную ежегодную литературную премию «Афорист года». 10 декабря 2022 года в Центральном доме работников искусств, что у метро «Кузнецкий Мост», состоится первая торжественная церемония вручения премии. Билеты уже сейчас можно приобретать в кассах ЦДРИ или заказывать на сайте дома.

Помимо торжественной части, предполагается и отличная развлекательная программа с участием известнейших юмористов, музыкантов и – да, конечно же, лучших современных афористов. Рекомендую непременно потратить вечер субботы на посещение этого знакового для отечественной словесности события. Социальная же значимость премии заключается в следующем: на фоне снижения интереса к серьезной литературе она призвана показать читательской аудитории, особенно молодежи, красоту лаконичного русского слова и отточенной мысли; привить интерес к сокровищнице мудрости, заключенной как в классических, так и современных афоризмах.

Немаловажно и то, что в условиях обостряющегося кризиса и сложной международной обстановки нашим людям нужно дать дополнительную возможность поднять настроение посредством доброй улыбки, вызываемой юмористическими фразами отечественных афористов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сказка с ошибками

Сказка с ошибками

Владислав Рожков

Кощей-любовник, пулеметы в Лукоморье и осетрина для стажера

0
77
Надо же думать, что понимать

Надо же думать, что понимать

Николай Митрофанов

Удивительный талант авангарда русских острословов Виктора Черномырдина

0
2057
Несоответствие между ростом цен, зарплат и пенсий чревато социальным взрывом

Несоответствие между ростом цен, зарплат и пенсий чревато социальным взрывом

Анастасия Башкатова

Россияне связали идеальное будущее с высоким уровнем личного потребления и объединяющей идеологией

0
2973
Пропала селедка

Пропала селедка

Андрей Щербак-Жуков

История вселенского растяпы и два случая из жизни

0
3569

Другие новости