Мария Похиалайнен. Не верьте клятвам, сестры. – М.: Время, 2009. – 112 с. (Поэтическая библиотека.)
Женщина, поэтесса и математик. Уж не о небесных ли сферах пишет Мария Похиалайнен в стихах? Нет, все больше о своем, о женском┘ Вот только житейские ситуации встраивает в заранее определенный математический ряд. И не взрывает женскую поэтику, а осторожно сдвигает ее в сторону иронии.
Математически просчитанный сдвиг, как семафор, выводит лучшие стихи на тонкий метафизический путь. И пусть на нем всего лишь будет написано «Женская поэзия + что-то еще». Но уже и венки сонетов не кажутся похоронными. И маски литературных героев не скучны. И чисто «бабское» начинает перекликается с «божеским».
Примерка перед зеркалом пахнущих нафталином поэтических одежек, налет окаменевших масок, остающихся на лице переводчика или вдумчивого читателя, – все это Марии можно простить, ведь она не профессиональный, а «воскресный» литератор. Собственно, «сестрам» – читательницам, превращающимся по выходным в писательниц, и адресована эта книга: «Можно выдумать от тоски:/ Дождь, фонтаны, окно с плющом,/ Тишину площадей городских┘/ Да мало ли что еще».
Путь от воскресного чтения к написанию стихов. Что там рождается? Романсы, песенки┘ Узелки завязаны, но не спрятаны от посторонних глаз. Так и идут в книге: «письма» – 1, 2, 3, «сонеты» – 3, 4, 5, «карты» – 6, 7, 8┘ На первый смотришь, на втором зеваешь, а в третьем вдруг понимаешь, что прозевал вялотекущее воплощение литературного героя┘ в автора текста: «Не играю, запал не тот,/ Но к картам рука привычна./ За спиной советует идиот,/ Будто его касается лично».
Не менее интересен неожиданный – с обрыва – переход женской «одомашненной» лирики в острую гражданскую. Вот как это происходит в стихотворении «Письмо из деревни»: «Я вяжу крючком салфетки на досуге,/ Никого, конечно, первая не трону,/ Но лежат на сеновале две базуки,/ К ним снаряды, три обреза и патроны». Как там у Ахматовой: «Когда б вызнали, из какого сора┘»
В книжке этот сор не выметен заботливой рукой редактора, а оставлен как почва. На которой нет-нет, да и произрастают вот такие вот снаряды и базуки.