0
128
Газета Поэзия Печатная версия

04.06.2025 20:30:00

Мне хочется выплыть

Алексей Ильичев отвергал страховку и пытался защититься лишь беззащитностью

Тэги: поэзия, лирика, память


поэзия, лирика, память Смотри на небо, и увидишь небо. Аристарх Лентулов. Небосвод (Декоративная Москва). 1915. Ярославский художественный музей

Поэт Алексей Ильичев утонул в 25 лет. Исследователи отмечали в его стихах навязчивый мотив воды (речного дна, рыб, моста): «Вода мне по пояс. / Вода мне по грудь. /Уходит мой поезд, /И следом – мой путь»; «Мне хочется выплыть, как камню, на берег...»; «И разжимается вдруг рука / У глядящего вниз с моста». Стихов, связанных с водой (в разных вариантах), столько, что случайное совпадение как вариант объяснения трагического пересечения судьбы и поэзии вряд ли было бы верным. Ильичев – поэт интровертированного философского склада, тяготевший к «переворачиванию» привычного с целью выхода на глубокий смысловой уровень: «Мы бредем впереди своих ног..»; «Ты мне ближе меня, и не вижу я, где ты»; «Все прозрачно – ничего не видно, / Все возможно – ничего не будет...» И, следуя нередко парадоксальной логике его стихов, можно предположить, что ранний уход поэта – случайная трагедия с обычной точки зрения, на уровне более глубоком, «подводном» (а значит, бессознательном, эмоциональном) – соответствовал другому мотиву его стихов, менее выпукло обозначенному, – выходу через смерть в жизнь.

Собственно, так и произошло, только не для Ильичева-человека, а для Ильичева-поэта. Думаю, любителям поэзии запомнились «Наброски равновесия», прижизненный сборник его стихов, подборка в «Авроре» (2016), публикация стихов в «Сетевой словесности» (2016) и в первом томе антологии «Уйти. Остаться. Жить». И вот новая книга стихов Алексея Ильичева, изданная в рамках культурологического проекта «Уйти. Остаться. Жить». Обрамляют стихи «Праздника проигравших» аналитическое предисловие Ольги Балла и эмоциональное – Полины Барсковой. Обе статьи наталкивают на размышления: как мог бы сложиться дальнейший путь поэта, оказавшегося в бесконечном тупике: время (90-е годы ХХ века) отвернулось от поэзии, никакой страховки (семейной, социальной, эмоциональной) у Ильичева не было. Казалось бы, он сам страховку отвергал («Акробату без шеста / Легче и вольней»). Но скорее пытался как-то художественно оправдать ее отсутствие. Он был беззащитен, пытаясь защититься самым беззащитным, что у него было – поэзией. Чуткий читатель уловит горечь в той иронии, близкой Николаю Глазкову, которая сквозит в некоторых его «пролетарских» стихах.

Держу в руке ведро с песком,

Чешу себе за ухом мастерком.

Не нужно в положении таком

Уже и притворяться дураком.

Чем могла бы стать жизнь Ильичева без поэзии? Камнем, упавшим на дно реки? Что, собственно, и произошло. «Бесконечные тупики» – название прозаического текста, тоже представленного в книге. Текст, с формальной стороны, несколько тяготевший к орнаментальной прозе, а с содержательной – к философским алогизмам, приоткрывает грустную правду: и на этом пути Ильичев мог сделать многое, хотя в своих способностях к прозе сомневался. Это интересные эскизы: «Будучи пьян, не делай вид, что ты трезв, и наоборот, и наоборот, и дальше, вальсируя одними только глазами, видишь, как бесполезно куда-то бежать в искаженном пространстве, но можно просунуть голову в рукав куртки и поплыть по темному туннелю, как рыба...»

Однако, когда возвращаешься к стихам, грусть проходит и сменяется радостью открытия. Лучшие стихи Ильичева свидетельствуют, что перед нами сложившийся интересный поэт. Возможно, он бы что-то в прежних стихах исправил, что-то удалил, что-то новое написал. Но при чтении возникает ощущение самобытности и цельности творческого Я, кажется, что движение было возможно уже только по горизонтали, но и такое движение было бы ценно для русской поэзии:

Я лишаюсь ног перед тем, 

   как в путь,

Я лишаюсь рук перед тем, 

   как плыть.

Если хочешь жить – 

   обо всем забудь,

Обо всем забудь – 

   если хочешь жить.

Ты, как камень, гол, ты, 

   как воздух, пуст,

Ты стоишь в себе, 

   ты готов лететь.

Если хочешь петь – 

   не отверзни уст,

Не отверзни уст, 

   если хочешь петь.

20-15-11250.jpg
Алексей Ильичев. Праздник
проигравших. – М.: Выргород,
2025. – 154 с. – илл.
(Поэты антологии
«Уйти. Остаться. Жить»)
Те влияния и аллюзии, которые отмечены критиками в стихах (Ходасевич и др.), на мой взгляд, признаки преемственности, поэтического диалога. Пусть следы ученичества иногда проступают, но оригинальность мышления автора их преображает в нечто самостоятельное.

Я полон мудрости, 

   и жалости, и гнева,

Мне кажется, живых 

   на свете нет.

Смотри на небо, 

   и увидишь небо,

Смотри на солнце, 

   и увидишь свет.


И гнев кипит во мне, 

   и мудрость говорит,

И жалость плачет 

   горькими слезами,

И нет живых, и мертвый 

   мир стоит,

Как камень, под живыми 

   небесами.

Есть ставшее популистским, но так до конца и не понятое явление, касающееся людей дара: они уходят с земного плана, когда почувствуют, что сделали в искусстве всё, что могли. Впрочем, и вдалеке от искусства такой закон отмечен (если это закон, а не передаваемый из поколения в поколение биологический рудимент): мы нередко слышим, что вдова умерла, «подняв детей». Неосторожно было бы утверждать, что Ильичев решил, что достиг поэтического предела, и это в связке с другими обстоятельствами подтолкнуло его к гибели. Та магическая сила, которая ему в «глаза заглянула» – сила духовного порыва и прорыва, заставляла балансировать на грани жизни и смерти. Без страховки удержать равновесие не удалось.

Подлинный талант – редкий и опасный дар. Но читаешь стихи Алексея Ильичева и добавляешь: не напрасный. Ведь, если даже «монета упала на землю решкой, / Орел пролетает сверху, ее накрывая тенью».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Человек, который знал все звезды

Человек, который знал все звезды

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

760 лет со дня рождения Данте Алигьери

0
3368
Все закрутилось после слова «верлибр»

Все закрутилось после слова «верлибр»

Елена Кукина

Любовный диалог, загадочный Рыбаков и рыцари рабочего стола

0
610
«В гнезде глухаря» и в Доме Лосева

«В гнезде глухаря» и в Доме Лосева

Николай Фонарев

Два музыкально-поэтических вечера при участии Павла Щербинина и Нины Красновой

0
636
У нас

У нас

0
508

Другие новости