0
2604
Газета Политика Интернет-версия

06.12.2006 00:00:00

Священники-марксисты и новый Томас Мор

Тэги: никарагуа, сандинисты, католики


Католическая Церковь в Никарагуа и лидер левого Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) Даниэль Ортега, победивший на недавних президентских выборах, похоже, нашли общий язык. 9 ноября архиепископ Манагуа Леопольдо Бренес призвал все политические силы страны поддержать социальные реформы сандинистов (считающих себя последователями Аугусто Сесара Сандино (1895–1934), знаменитого никарагуанского революционера), вернувшихся к власти после 16 лет пребывания в оппозиции.

Кардинал Мигель Обандо-и-Браво, архиепископ «на покое», два дня спустя произнес в кафедральном соборе столицы проповедь о несправедливости капиталистической экономической системы. А сам Ортега в конце ноября поддержал инициированный уходящим в отставку президентом Никарагуа Энрике Боланьосом закон о запрете абортов.

Как здесь не вспомнить о непростых взаимоотношениях правительства Ортеги и иерархов Католической Церкви в Никарагуа в 80-е гг. С одной стороны, высшее духовенство, и в том числе кардинал (тогда еще просто архиепископ Манагуа) Обандо-и-Браво, поддержали революцию 1979 г. и свержение диктатуры Анастасио Сомосы. Но в то же время как марксистская идеология сандинистов, так и большинство инициатив правительства СФНО (включая социальные реформы, всеобщую мобилизацию, введение чрезвычайного положения в 1985 г.) подвергались периодической и нещадной критике со стороны епископата. При этом иерархи официально не осудили и деятельность вооруженных контрреволюционеров в 80-е гг., за что сандинисты вполне ожидаемо наклеили на Церковь ярлык «реакционной силы».

Ограничение доступа иерархов Католической Церкви к СМИ, неоднократное прекращение вещания Radio Catolica, обвинения Обандо-и-Браво в «предательстве» – все это никарагуанские реалии 80-х. Дополнительное напряжение создавала деятельность так называемой народной Церкви, полностью солидарной с правительством, отстранившейся от епископата и Ватикана, поднявшей на щит идеи «теологии освобождения». Масла в огонь подлила и такая нестандартная ситуация: четверо католических священников получили от Ортеги министерские портфели.

Так, министром социального развития в 1979 г. был назначен священник Эдгард Парралес Кастильо, три года спустя ставший послом Никарагуа при Организации американских государств. В октябре 1983 г. Парралес написал письмо Папе Римскому Иоанну Павлу II, выразив в нем желание сложить с себя сан священнослужителя. Впрочем, свое решение священник мотивировал отнюдь не несовместимостью сана и министерского кресла, а «внутренним кризисом».

Другой священнослужитель, член Общества иностранных миссий из Мэринолла Мигель Д’Эското Брокман – знаковая фигура в революционном правительстве 80-х. Будучи министром иностранных дел с 1979 г., он выступал в роли последовательного и бескомпромиссного критика внешней политики президента США Рональда Рейгана. В июле 1985 г. в знак протеста против поддержки вооруженных контрреволюционеров со стороны США он объявил бессрочную голодовку, «желая ответить на агрессию Соединенных Штатов постом и молитвой».

Иезуит Фернандо Карденаль Мартинес в 1984 г. стал министром образования. До этого он вместе с другим иезуитом, Роберто Саенсом, успешно руководил государственной кампанией по ликвидации безграмотности. В результате так называемого крестового похода за просвещение нации число никарагуанцев, не умевших читать, писать и считать, снизилось с 50 до 13%. Программа была удостоена премии ЮНЕСКО имени Надежды Крупской, хотя критики и утверждали (и продолжают утверждать), что разработанные Карденалем со товарищи учебники были «орудием индоктринации» в руках сандинистов.

«Мы хотели не просто обучить людей буквам и цифрам, но и помочь им понять социальный, экономический, политический контекст, в котором они жили», – заявил Фернандо Карденаль в одном из недавних интервью. Политизацию языка образовательной программы он объясняет использованием разработанной бразильским теоретиком Паулу Фрейре методологией: просвещение только тогда становится эффективным, когда использует «производящие (базовые для данного сообщества) слова». «В политизированном никарагуанском обществе конца 70-х – начала 80-х гг. такими словами были «революция», «Сандино», «земельная реформа». В начале 90-х мы использовали бы совсем другой язык», – утверждает экс-министр.

Его брат, Эрнесто Карденаль Мартинес, также католический священник и известный никарагуанский поэт, в 70-е гг. поддерживал вооруженную борьбу сандинистов против режима Сомосы и даже являлся одним из капелланов СФНО. После революции 1979 г. он возглавил Министерство культуры, расформированное восемь лет спустя из-за нехватки бюджетных средств на его содержание. Именно Эрнесто Карденалю в 1983 г. в аэропорту Манагуа устроил публичную обструкцию Папа Иоанн Павел II, призвав его «согласовать свою позицию с позицией Церкви».

Инвектива Понтифика была обращена не к Карденалю-министру, а к Карденалю-богослову. Министр культуры Никарагуа был одним из основных теоретиков «теологии освобождения» в стране, а его стихи привлекали читателя совершенно неприемлемым для Ватикана синтезом христианской символики и марксистских идей. Эрнесто Карденаля вполне можно назвать «никарагуанским Томасом Мором»: в 60-е гг. он создал общину, в рамках которой пытался на практике реализовать идею «справедливого общества», живущего по христианским законам. «Коммунизм – это и есть Царство Божие на земле» – так можно было бы суммировать его идеи.

Вопрос о священниках-министрах долгое время решался полюбовно. Учитывались их опыт и авторитет, а также бедственное положение в стране. По итогам переговоров между делегацией правительства Ортеги и комиссией во главе с госсекретарем Ватикана кардиналом Агостино Казароли епископат Никарагуа в 1981 г. разрешил Эрнесто Карденалю, Мигелю Д’Эското и Эдгарду Парралесу сохранить министерские посты, но предписал не совершать богослужений на время государственной деятельности. Все изменилось два года спустя после поездки Иоанна Павла II в Никарагуа: Католическая Церковь внесла дополнения в Кодекс канонического права, и совмещение сана и министерского поста, «предполагающего осуществление светской власти», стало абсолютно недопустимым.

Священникам-министрам предложили выбирать: или они сохраняют сан, или государственную должность. Все трое выбрали второй вариант, а назначение Фернандо Карденаля министром образования в 1984 г. и вовсе можно расценивать как демарш сандинистов, принявших в штыки новую политику Ватикана. Священников лишили сана, причем соответствующие распоряжения были подписаны не их непосредственным священноначалием, а представителями Римской Курии. В этом критики понтификата Иоанна Павла II видят тенденцию к централизации власти в Католической Церкви.

Едва ли в будущем правительстве Даниэля Ортеги появятся новые «братья Карденали» (оба экс-министра, кстати, живы и здравствуют). Изменилась социально-политическая конъюнктура, частичную трансформацию претерпели взгляды самих сандинистов, да и иерархи Церкви, что отражает общую для Латинской Америки тенденцию, скорее настроены на диалог с левыми, чем на конфронтацию. Впрочем, воз никарагуанских социальных проблем, как говорится, и ныне там, и, быть может, опыт «старой гвардии» священников-министров оказался бы для Ортеги полезным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
1400
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1447
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1174
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
998

Другие новости