0
1244
Газета Политика Интернет-версия

01.09.1999 00:00:00

Народ хочет чуда


ПРОИГРЫШ на выборах губернатора Свердловской области мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого и выход на второе место лидера доселе неизвестного доморощенного движения "Май" Александра Буркова оказались полной неожиданностью не только для жителей Екатеринбурга и всех местных политологов, но и для столицы. Чернецкий для Москвы стал за последние три года почти "своим", о Буркове здесь услышали только позавчера, когда огласили результаты выборов. "Майская" загадка ткнула носом: в регионах России происходит что-то такое, чего в Москве не замечают.

Накануне голосования аналитики всех мастей и партий совершенно жестко прогнозировали, что во второй тур выборов выйдут губернатор Эдуард Россель и мэр Аркадий Чернецкий, причем даже оговаривали, что разрыв между голосами составит не более пяти процентов. И за тем и за другим проглядывались симпатии определенных столичных политиков. За Росселя в открытую ратовали еще не снятый с должности Сергей Степашин, Александр Лебедь, Евгений Наздратенко. За Чернецким маячил Лужков. Разногласия у политологов возникали лишь в предположениях, кого избиратели толкнут в так называемую "третью силу": коммуниста Владимира Кадочникова или владельца сети супермаркетов Игоря Ковпака. Многие не считали молодого Александра Буркова, лидера движения "За гарантии прав трудящихся "Май", серьезным претендентом даже на третье место. По Екатеринбургу эти прогнозы оправдались почти с идеальной точностью. Жители областного центра распределили свои предпочтения так: Россель - 36,7%, Чернецкий - 28, 8%, а Бурков - всего чуть более 3%. Картину в корне изменили избиратели небольших городов и сел, где в отличие от довольно богатого областного центра давно уже забыли, что такое реальные деньги, а свои мизерные зарплаты выбивают только голодовками.

Губернаторские выборы в Свердловской области, считающейся в России одной из самых политизированных и демократически настроенных, показали, насколько велик сейчас разрыв в политических предпочтениях между жителями крупных городов и так называемой российской глубинкой. Как тут не вспомнить очевидное утверждение, что Москва - не вся Россия. На Свердловщине не "всей Россией" оказалось и "Отечество". Впрочем, это чисто столичная версия, что Чернецкий проиграл, поскольку возглавляет местное отделение партии "Отечество". Дескать, Лужков подкузьмил, приблизив к себе мэра Екатеринбурга. Свердловские политологи считают, что союз Лужкова и Чернецкого не вызвал неприязни у избирателей. Рейтинг Лужкова в области довольно высок. Скорее всего Лужков подкузьмил тем, что не высказал открытую поддержку Чернецкому и не приехал в Екатеринбург, где его явно ожидали. Совершенно очевидно, что "Отечество" боялось подмочить свою репутацию. Ему нужен был видный политик в Екатеринбурге, с Росселем каша не заваривалась, вот и поставили на Чернецкого. При этом постоянно "дули на воду", опасаясь, что в случае проигрыша Аркадия Михайловича на губернаторских выборах позиции "Отечества" на Урале пошатнутся. Окружение Лужкова недооценило очень важный момент: для свердловчан, привыкших за последнее десятилетие взращивать на своей земле политиков всероссийского уровня, было принципиально важно: вышел ли Чернецкий на всероссийскую орбиту, будет ли он так же уважаем, как Россель. И, вернее всего, именно вялая поддержка Лужкова, его боязнь "запачкаться" сыграли как для свердловского отделения "Отечества", так и для Чернецкого лично роковую роль. Сам Аркадий Михайлович на пресс-конференции, состоявшейся вчера, сказал, что не связывает свой проигрыш с деятельностью "Отечества" и вопрос о недоверии "Отечества" к нему сейчас не стоит. А неудачу среди жителей области Чернецкий объяснил просто: "Народу нужно было чудо. И в этом наш главный просчет: мы шли не с чудом, а с программой".

Уже давно замечено, что программы избиратели пропускают мимо ушей, в голове застревает обычный компромат. Компромата как со стороны команды Росселя, так и со стороны команды Чернецкого хватало. Если росселевцы в основном упирали на дачи и коттеджи, отстроенные чиновниками из окружения мэра Екатеринбурга, то противоборствующая сторона расписывала, как бюджетные деньги уходят на возведение различных губернаторских резиденций, из-за чего область оказалась на грани банкротства. При этом различные СМИ приписывали право "первой дружбы" с крупнейшей на Урале уралмашевской преступной группировкой поочередно то Чернецкому, то Росселю. Компромат валился бесплатно в почтовые ящики, звучал с экранов телевизоров, насаждался центральными газетами. Он застрял, как кость в горле.

Окончательно запутавшись в компроматах, народ действительно жаждал чуда, которое ему регулярно, практически каждую неделю предоставляло движение за права трудящихся "Май". "Май" пророс весной этого года. Возник как-то неожиданно: внезапно группа активистов захватила кабинет главы администрации города Карпинска. Захватчики сказали, что не выйдут из кабинета и не выпустят мэра до тех пор, пока не будут выплачены деньги местным бюджетникам. Дней через пять зарплаты учителям и врачам стали выдаваться, а группа "захвата" перекочевала в другой город. В середине апреля ячейки "Мая" были зарегистрированы уже в 35 городах области, на первый учредительный съезд прибыли более 2000 кандидатов. Единогласно был выбран лидер Александр Бурков - один из совладельцев Серовского металлургического завода, бывший вице-премьер правительства области. Более или менее прояснилось, откуда у борцов за права трудящихся деньги на борьбу. Все-таки заводчики безденежными не бывают, но какой им интерес выбрасывать свои капиталы на борьбу трудящихся, задумывались немногие. А политический интерес и не скрывался.

"Май" практически вырвал из рук местных коммунистов знамя борьбы за "землю - крестьянам, заводы - рабочим". Он показал, как на практике без злобных лозунгов выбивать деньги из чиновников. Пока этот опыт не распространился даже на соседние области, потому что, как объясняют сами борцы, "у соседей настоящих буйных мало", но, как нам стало известно, во многих регионах к этому движению очень пристально приглядываются. Вполне реально, что через несколько месяцев "Май" "расползется" по России. У него есть все шансы стать сильным и массовым общенародным движением, способным конкурировать с любой из созданных в Москве партий. Оно сильнее не только НДР или "Отечества", но и КПРФ прежде всего потому, что лозунги борцов понятны и близки провинции, а экстремистские действия поддерживаются на "ура".

Екатеринбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1551
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3979
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2208
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2485

Другие новости