В СТРАТЕГИИ экономических реформ в России вопросы трудовых отношений традиционно находились за скобками. Роль профсоюзов и трудовых коллективов в урегулировании договоров и споров с работодателем была сведена к минимуму.
Правительство внесло в Госдуму проект нового трудового кодекса (КЗоТ). Суть его - либерализация трудовых отношений. Позиция правительства сводится к тому, что работодатель - главная экономическая единица, и надо снять все препятствия на пути его деятельности. Именно это должно обеспечить столь желаемые темпы экономического роста. Кроме того, это является одним из жестких условий МВФ, без поддержки которого в реформах никак не обойтись. Еще в бытность правительства Сергея Кириенко в 1998 году появился меморандум, в котором одним из условий предоставления кредитов как раз и была либерализация Трудового кодекса России, которая должна была усилить "экономическую ответственность предпринимателя". Правда, для России почему-то была выбрана модель Новозеландского кодекса по труду.
Основные положения документа, внесенного правительством, сводятся к следующему: заменить коллективный трудовой договор индивидуальным, сделать его не постоянным, временным, отменить многочисленные ограничения на продолжительность рабочего дня и некоторые запреты для женщин и социально не защищенных групп населения. Аргументация некоторых членов правительства, к примеру Валентины Матвиенко, сводилась к тому, что излишние строгости в охране труда существующего КЗоТ, наоборот, подрывают права женщин. Работодатель просто избегает брать их на работу. Поэтому в качестве одного из новшеств предлагается разрешить все виды работ и сколь угодно долгий рабочий день, по предварительному письменному согласию работника.
Позиции правительства противостоят комитет по труду Госдумы и российские профсоюзы. Андрей Исаев, заместитель председателя комитета по труду и социальной политике, а также председатель Федерального совета движения "Союз Труда" и секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), считает, что в кодексе много от лукавого. Скажем, при нынешних условиях получить письменное согласие работника, особенно на местах в регионах, ничего не стоит. Разрешить внеурочные работы, то есть переход на 12-часовой рабочий день, возврат в XIX век. Определенная логика индивидуальных трудовых договоров есть: они должны заключаться с сезонными, творческими и руководящими работниками. Для остальных это будет столь популярный в Америке harassment (что означает использование служебного положения в личных или служебных целях вышестоящего чиновника). На деле, по его мнению, такой кодекс превратится в самое массовое нарушение прав трудящихся России.
Поэтому Исаев рассчитывает привлечь к выработке новой версии КЗоТ российские правозащитные организации. Он также рассчитывает на поддержку межфракционной группы депутатов "Солидарность", которая объединяет депутатов, связанных с профсоюзным движением. Там представлены все фракции, кроме "ЯБЛОКА" и ЛДПР. Позиция всех членов группы одна - они выступают против правительственного варианта. "Для нас важна позиция ОВР. Я думаю, что нас поддержат КПРФ и аграрии, - говорит Исаев. - Поэтому сейчас правительство, которое активно лоббировало принятие своего кодекса, сдвинуло сроки рассмотрения на июнь. Этому, правда, есть и другая причина. До назначения нового премьер-министра не хочется лишних ссор и скандалов. Поэтому на это время все антисоциальные законопроекты будут приостановлены". Однако, как считает Исаев, правительство серьезно задумалось и о другом: в российских условиях либерализация КЗоТ явно не приведет к формированию среднего слоя с устойчивым заработком. Рыночная же экономика может существовать только в условиях устойчивого платежеспособного спроса населения. Так что либеральный КЗоТ на деле может обернуться данаевым даром для оздоровления экономической ситуации.