0
1838
Газета Политика Интернет-версия

13.07.2000 00:00:00

Дело олигархов?

Тэги: АвтоВАЗ, олигарх


Олигархи помогли Борису Ельцину сохранить власть. Владимир Путин, похоже, хочет от них

ВЧЕРА была объявлена фамилия очередной "жертвы" противостояния Кремля и представителей экономической элиты страны. Как сообщил директор Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов, было возбуждено уголовное дело против руководителей крупнейшего автомобильного предприятия страны - "АвтоВАЗа".

Руководство автопредприятия обвиняется в том, что вывело из легального оборота более 200 тыс. автомобилей, что якобы было сделано путем присвоения этим машинам одинаковых номеров кузова. Как сообщается в распространенном в среду пресс-релизе ФСНП, машины с дублированными номерами не отражались в отчетах компании, а их реализация осуществлялась через управление региональной торговли.

В ходе проверки, проведенной в первом квартале 2000 года, по соблюдению налогового законодательства на предприятии было установлено, что только за 1996 год сумма причиненного ущерба составила около 12 млрд. руб.

Впрочем, похоже, что, так же как и в спорах с другими олигархами, доказать свою правоту в споре с "АвтоВАЗом" налоговики смогут только через суд. Как сообщил агентству "Интерфакс" глава "АвтоВАЗа" Владимир Каданников, еще в мае текущего года компании был предъявлен акт по результатам многочисленных проверок за 1996 год, проведенных Министерством по налогам и сборам. Однако этот акт компания собиралась "спокойно обжаловать в судебном порядке, так как там много всяких глупостей".

В документе руководство "АвтоВАЗа" обвиняется в том, что 280 тыс. автомобилей "сделали подпольно из каких-то там сэкономленных средств". При этом он добавил, что "автозавод "Москвич" в лучшие годы ежегодно выпускал 120 тыс. машин, а нас обвиняют в выпуске 280 тыс.". "Все забыли, что мы каждые две минуты выпускаем 3 автомобиля по плану. Как умудриться за это же время сделать еще плюс 280 тыс.?" - недоумевал Каданников.

Пожалуй, на настоящий момент это самая крупная претензия фискальных органов к отечественным предпринимателям. Если провести весьма грубый подсчет (скажем, посчитать, что средняя стоимость автомобиля "ВАЗ" на рынке равняется 3000 долл., что в действительности, конечно же, намного больше), то сумма претензий налоговиков, обвиняющих в сокрытии 280 тыс. автомобилей, в абсолютном выражении может составить порядка 840 млн. долл. Другие олигархи "задолжали" государству намного меньше.

Как бы то ни было, но спор властей с крупными предпринимателями, который некоторые эксперты то ли в шутку, то ли всерьез уже успели назвать "делом олигархов", похоже, еще далек от завершения. И в ближайшие время, возможно, мы станем свидетелями вовлечения в разгорающийся конфликт новых имен. Так, агентство "Полит.ру" со ссылкой на директора Федеральной службы налоговой полиции Вячеслава Солтаганова уже сообщило о том, что в скором времени может быть возбуждено дело против руководителя еще одной крупной российской компании - ЮКОС, возглавляемой Михаилом Ходорковским, входившим когда-то в число наиболее приближенных к власти олигархов.

Что же касается расследований вокруг фамилий других олигархов, то больше всего событий было, конечно же, отмечено вокруг персоны медиамагната Владимира Гусинского, который был вчера допрошен в Генпрокуратуре. Следователи Генпрокуратуры потребовали от Владимира Гусинского сдать его наградной пистолет, о чем сообщили вчера адвокаты "Медиа-МОСТа".

Однако главным событием, пожалуй, стал первый комментарий относительно развивающихся конфликтов генерального прокурора России Владимира Устинова. По его словам, работники прокуратуры "правильно делают, что не поддаются митинговым страстям, не реагируют на обвинения в бандитизме и рэкетирстве". "Они просто работают", - добавил Устинов.

Впрочем, комментарии Устинова все-таки были весьма скупы. Сообщив, что в "деле холдинга "Медиа-МОСТ" есть правонарушения", он отказался говорить о подробностях, "пока не будет вынесен приговор суда".

* * *

О ТОМ, что выработанные в последние годы правила игры "власть-олигархи" будут меняться, Владимир Путин говорил, еще не будучи президентом. Равные условия для бизнеса были чуть ли не единственным четко сформулированным, а вернее, одним из ранее всех озвученных, не считая борьбы с терроризмом в Чечне, тезисов предвыборной программы Путина.

"Равноудаленность олигархов от власти" сначала робко, но все-таки была провозглашена с переездом Путина в Кремль. Олигархи скромно промолчали. Потом была речь претендента на президентское кресло о необходимости установления диктатуры закона. В ответ некоторые, замеченные в любви к публичности представители крупного бизнеса за исключением одного Гусинского рукоплескали будущему главе государства и выстраивались в очередь в его предвыборный штаб, куда, к слову, Путин их не пустил. "Письмо к избирателям" и вовсе ставило олигархов в один ряд с булочниками или сапожниками. Реакция на все эти выступления была, мягко говоря, неадекватной: олигархи дружно вступали в инициативные группы по выдвижению Путина в кандидаты в президенты.

Вряд ли представителей крупного бизнеса можно отнести к людям недальновидным и неспособным просчитать ситуацию, если не на весь президентский срок Путина, то на ближайшие пару лет. И вряд ли Путин, в период своей предвыборной кампании доказавший, хоть и в современном варианте, ленинский тезис о кухарке, способной управлять государством, был единственным человеком - потенциальным спасителем государства, в том числе и в глазах представителей крупного бизнеса. Тем не менее олигархи с самого начала если и не помогали ему стать президентом, как Ельцину в 1996 г., то и не мешали, как в свое время Зюганову. Поскольку, как говорят, никаких специальных "Давосов", как в 1996 г., когда олигархи, собравшись в Швейцарии, сделали единогласную ставку на Ельцина как на будущего президента, не было, крупный бизнес то ли не стремился, то ли не мог обеспечить особо сильную зависимость нового главы государства от "олигархического сообщества". А значит, и признавал потенциальное право Путина менять правила хорошо знакомой им игры.

Вчера Путин еще более жестко сформулировал свой вариант правил в интервью ОРТ и некоторым западным СМИ, разъясняя суть поговорки: "Ловить рыбу в мутной воде". "Есть рыбаки, которые уже много наловили и хотят такую ситуацию сохранить на длительную историческую перспективу. Не думаю, что это устраивает российский народ и наших партнеров за границей", - сказал президент. Иными словами, "нулевой вариант", когда старые грехи по обоюдному желанию власть и олигархи забудут, что, кстати, предлагали законодательно закрепить и некоторые сотрудники администрации президента, видимо, не сильно нравится Путину. В этом же интервью он объяснил, что "не может быть никакого эффективного государства без устойчивой и эффективно работающей судебной и правовой системы". Путину вторил и Касьянов, заявивший, что олигархи потеряли иммунитет.

Собственно, "правовая" система уже пытается действовать - возбуждены уголовные дела почти на всех, кого принято считать олигархами и (по размерам имеющихся капиталов) стремящихся быть причисленными к таковым. Вырисовываются и конкретные суммы, которые должен вернуть тот или иной олигарх государству, чтобы, как в известной рекламе времен Починка, "спать спокойно". Владимиру Потанину Генпрокуратура открытым текстом объявила, что в обмен на невозбуждение уголовного дела за незаконную приватизацию "Норникеля" он должен вернуть государству 140 млн. долл. Вагиту Алекперову могут инкриминировать хищения, по оценкам экспертов, как минимум в 500 млн. Те же эксперты посчитали, что порядка 840 млн. "задолжал" государству Владимир Каданников. И лишь Владимир Гусинский, не считая нескольких дней, проведенных в Бутырке, и мрачных перспектив НТВ, о которых любят говорить в "МОСТе", отделался легким испугом - 10 млн. долл. Еще один олигарх, предпочитающий в последнее время самоидентифицировать себя как политика, обойденный (пока или совсем - это еще неясно) вниманием Генпрокуратуры, Борис Березовский, похоже, нанес упреждающий удар, заявив о возможном отказе в пользу государства от 49% акций ОРТ, о чем, по его словам, он в ходе разговора проинформировал президента. Общая капитализация компании ОРТ, по оценкам экспертов, составляет около 300 млн. долл. 49%, принадлежащие Березовскому, соответственно стоят около 120 млн. Видимо, это и есть "отступная" Бориса Абрамовича?

Тем не менее президентское обаяние даже в этой ситуации продолжает действовать на олигархов. Весь свой гнев, как правило, они обращают на Генпрокуратуру. Вчера "НГ" устроила опрос представителей крупного бизнеса с просьбой высказаться по поводу того, расценивают ли они происходящие события как наступление на олигархов. Петр Авен без всяких объяснений отвечать не стал. К нему присоединился и Вяхирев. Пресс-служба "ЛУКОЙЛа" передала "НГ", что Алекперов все, что мог сказать по поводу сообщения налоговой полиции, уже сказал. По словам пресс-службы "МОСТа", "в связи с многочисленными следственными действиями, проводимыми Генпрокуратурой в отношении компании, Гусинский не может ответить на вопросы газеты". Михаил Ходорковский, пока остающийся вне интересов Генпрокуратуры, через пресс-службу передал, что это слишком серьезная тема, чтобы о ней коротко говорить.

Оценивать роль президента олигархи не спешат и свое молчание объяснять не хотят. Может, ждут "круглого стола" олигархов с участием президента, который взялся организовать Борис Немцов и, с его слов, получил одобрение этой идеи главой государства. Может, просто не спешат объявлять открытую войну Кремлю, надеясь договориться с властью по поводу все того же "нулевого варианта". По данным "НГ", вчера состоялась серия двусторонних переговоров между олигархами. И хотя эксперты не прогнозируют консолидации бизнес-элиты с целью "дружить против Путина", то, что более половины экономики находится в руках нескольких человек, - основательный аргумент для влияния на политическую и экономическую ситуацию.

Экспресс-опрос

В связи с проходящими в последнее время налоговыми проверками крупных компаний и последующими за ними действиями Генеральной прокуратуры по возбуждению уголовных дел, корреспондент "НГ" обратился к ведущим политологам со следующими вопросами: 1. Как вы считаете, Путин начал наступление на олигархов? 2. Какие принципы отбора олигархов, в отношении которых возбуждают уголовные дела, используют власть?

Вячеслав Никонов, фонд "Политика"

1. Да, Путин начал наступление на олигархов. Очевидно, что логика Путина заключается в том, чтобы устранить с политической арены или сделать менее влиятельными те силы, которые потенциально могут рассматриваться как угроза предстоящим преобразованиям. В их числе, безусловно, присутствуют и олигархи. В идеале должна решаться задача, о которой много говорят, - деприватизации государства. Не секрет, что в последние годы многие государственные функции были приватизированы влиятельными группами интересов, которые имеют множество своих представителей в государственном аппарате. Но прессу пока не оставляет ощущение некоторой выборочности ведущейся кампании.

2. Олигархи, очевидно, были разделены на хороших и плохих, на более лояльных и менее лояльных. Пока атака идет выборочно. Очевидно, что под ударом находятся либо те олигархи, которые находятся в оппозиции власти, либо те олигархи, которые обладают крупными информационными ресурсами. Пока у меня такое ощущение, что критериев два: первый - лояльность, второй - политические ресурсы, прежде всего информационные. Если будут расширены критерии, то будет расширено и число олигархов, которые окажутся под ударом.

Андрей Федоров, фонд "Политические исследования"

1. Я бы так не сказал. Путин начал укрепление личной власти. И олигархи - не главное. Это просто побочная ветвь главного наступления.

2. Принципы отбора, с моей точки зрения, просты. Удар наносится по всем тем, кто играет политическую роль в стране. Те, кто еще не охвачен, будут охвачены обязательно в самое ближайшее время, но механизм этого охвата будет, с моей точки зрения, таким: сначала тех, кто играет политические роли, а потом уже возьмутся за тех, кто занимается делами и не высовывается на поверхность.

Владимир Римский, фонд "Индем"

1. Мне представляется, что термин наступления неправильный. Речь идет о том, что у нас есть определенные сложности государственного бюджета и нужно срочно найти средства поправить доходную часть бюджета. И в результате выбираются все возможные методы такого пополнения. При этом, естественно, решаются еще и политические задачи. В результате мы видим попытку перераспределения финансовых средств. В данном случае, если говорить о наступлении, то наступление идет весьма широким фронтом. Почему выбрана сейчас именно налоговая область, тоже понятно. Потому что прошел срок, когда налоговые службы ждали, когда им добровольно перечислят недоимки. Этот срок прошел, теперь есть правовая возможность требовать эти самые недоимки по налогам. Делается это, конечно, интересным способом, который заключается в том, что любая крупная корпорация, любой российский олигарх находятся в очень сильной зависимости от того конкретного налогового органа, который занимается его налогообложением. Потому что у нас законодательство позволяет налоговым чиновникам принимать в этой области разные решения. То есть они могут взять больше налогов, могут взять меньше. И то и другое будет законно. Полгода назад "ЛУКОЙЛ" получил грамоту о том, что он лучший российский налогоплательщик, а сейчас ему предъявлены претензии, что налоги недоплачены.

2. Про принципы лучше всего спрашивать тех, кто эту кампанию ведет. Я же сказал, что здесь есть политическая составляющая. Идет политический отбор. Вполне возможно, что особой системы может и не быть. В некоторых случаях ясно, что как ни требуй, все равно не получишь, и к таким не обратятся. Речь идет о тех, у кого есть средства давления на те же налоговые органы или на тех, кто принимает соответствующие решения. Государство, к сожалению, работает избирательно, те же самые олигархические структуры имеют свои связи в налоговых органах, МВД и т.д., которые позволяют им либо блокировать невыгодные решения, либо принимать решения, более выгодные им. И власть не будет обращаться к тем, кто достаточно силен в этом смысле. Это моя гипотеза. Конкретного списка я, конечно, не знаю.

Глеб Павловский, Фонд эффективной политики

1. Нет, я так не думаю. Я думаю, что Путин уже некоторое время проводит объявленную им линию дистанцирования от олигархов и обучения их правилам игры. Я думаю, что имеет место все та же линия. Просто появилось большое количество местной аппаратной инициативы.

2. Я думаю, что никаких принципов здесь нет. Это в значительной степени спонтанный процесс. И это несколько настораживает, потому что в таких случаях президент - сильнодействующий сигнализатор для аппарата. Его слова, его действия трактуются ими своеобразно. Я думаю, что Путин должен в каком-то смысле управлять процессом. То, что происходит сейчас, - просто совпадение во времени разного рода инициатив, да еще на разных уровнях. Я думаю, что олигархи - это очень узкая группа, достаточно специфическое племя, и оно не имеет сегодня принципиального политического значения. Поэтому нельзя говорить о кампании против олигархов. Есть кампания, так сказать, за новые правила взаимодействия бизнеса, закона и власти. Я думаю этими правилами должны быть охвачены все, но эти правила должны быть всем известны. Проблема происходящего в том, что никто в точности не знает правил.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Ольга Соловьева

Правительство РФ будет ежегодно обновлять пятилетний кадровый прогноз

0
1007
Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Михаил Сергеев

0
1975
На складах инфляция не замирает, а ускоряется

На складах инфляция не замирает, а ускоряется

Анастасия Башкатова

Цены растут в том числе из-за нехватки площадей для хранения товаров

0
1668
Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

0
830

Другие новости