0
820
Газета Политика Интернет-версия

07.10.2000 00:00:00

Республики отстаивают суверенитеты

Тэги: Башкирия, Татария, суверенитет


Традиционно наиболее жесткую позицию по вопросам формирования Федерации занимали представители национальных республик, а негласными лидерами среди них считаются Башкирия и Татария. Обе республики - регионы-доноры, обе с разницей в несколько месяцев первыми (десять лет назад) приняли декларации о государственном суверенитете, обе возглавляются президентами. Тем не менее Башкирия всегда занимала более умеренную позицию. Но чем дольше продолжаются попытки российской исполнительной власти реформировать правовое поле Центра и субъектов РФ, тем более сплоченное сопротивление они встречают. В Башкирии, к примеру, осторожные заявления Муртазы Рахимова с лихвой компенсируются радикальной политикой главы Госсовета Константина Толкачева и действиями местной конституционной юстиции, возглавляемой Ильдусом Адигамовым.

Нельзя сказать, что Башкирия полностью блокировала процесс приведения в соответствие регионального законодательства федеральному. Так, 2 февраля 2000 г. в республике была образована по указу Рахимова государственная комиссия для согласования конституционного и текущего законодательства республики с Основным законом РФ, и комиссия нашла более 350 противоречий в нормативных актах. Но далеко не все из них, судя по заявлению Адигамова, Башкирия собирается корректировать. В первую очередь это касается законов, регулирующих экономику республики: например, жесткое лицензирование вывоза цветных металлов или местное алкогольное законодательство, регулирующее производство и вывоз спиртного за пределы субъекта. Или законы, разрешающие частичную продажу земли из государственного фонда республики. Хотя большинство этих нормативных актов аналогов в законодательстве РФ не имеет, Башкирия настаивает на своем праве, несмотря на все прокурорские протесты, сохранить их в действии.

Следует заметить, что разрешение некоторых конкретных противоречий в законодательстве требует компромисса и согласованных усилий федеральных и республиканских органов власти. Но согласительная процедура проводится только по решению президента РФ, и упростить этот процесс можно будет лишь после передачи полпредам соответствующих полномочий. Кроме того, как справедливо указывают представители башкирской исполнительной и судебной властей, не существует механизма взаимодействия представительной власти субъектов Федерации и Госдумы (Госсовет Башкирии направил около 4000 предложений по корректировке законодательства в Госдуму, но ни одно из них даже не рассматривалось.)

К решению проблемы государственного суверенитета федеральный Центр подошел просто: после соответствующих запросов Конституционный суд РФ 7 и 27 июня 2000 г. вынес два решения, которые совершенно недвусмысленно определяют правовую позицию КС по отношению к отдельным положениям Конституций республик: Алтай, Адыгея, Башкирия, Ингушетия, Коми, Северная Осетия и Татария. Пожалуй, самым важным в них является фактическое отрицание права субъектов Федерации на их суверенитет, если они являются частью РФ и подчиняются Конституции РФ.

Оба постановления сразу же вызвали бурное недовольство в среде региональной конституционной юстиции, и 4 октября КС Башкирии вынес собственное решение, целиком посвященное толкованию понятия "суверенитет". Это решение плавно переводит политическую проблему в теоретический спор нескольких юристов, и Адигамов, как глава КС республики, целиком разделяет эту позицию: "Есть суверенитет или нет, но в реальной действительности есть государство, которое обладает всеми признаками государства". Кроме того, решение местного КС фактически можно рассматривать как декларацию в адрес Центра, которая четко указывает на те положения закона, которые Башкирия не намерена отменять. Во-первых, постановление суда апеллирует к федеративному договору 1994 г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий", ряд положений которого Центр считает устаревшими. Адигамов же публично заявляет, что "этот договор морально устареть не может, и как бы ни изменялись реалии, он будет действовать в любом случае". А во-вторых, решение КС Башкирии открыто бросает вызов КС РФ.

Если юридический язык можно трактовать достаточно гибко, то глава суда, вынесшего это решение, высказывается более чем ясно: если Россия пойдет по пути унитарного государства, нарушая уже закрепленные договоренности, то это "путь лишения государственности целых народов, и надо начинать искать государственность за пределами той страны, которая на это пошла". При этом следует помнить, что КС Башкирии не подчиняется КС РФ, так же как и остальные КС субъектов Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
436
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
330
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
375
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
432

Другие новости