Сторонники Трампа не ожидали такого тяжелого поражения.
Фото Reuters
Вотум недоверия политике Дональда Трампа – так симпатизирующие Демократической партии СМИ расценили результаты прошедших выборов в Нью-Йорке, штатах Нью-Джерси и Виргиния, закончившихся поражением кандидатов, которых поддерживал президент и его однопартийцы. Сторонники республиканцев менее категоричны с выводами. Они обращают внимание, что выборы прошли отнюдь не в оплотах трампизма, а значит, делать по ним выводы о политических перспективах президента нельзя. Однако факт остается фактом: впервые за нынешнюю каденцию Трампа американцы пришли на избирательные участки. И проголосовали за тех, кто критикует главу государства, а не поддерживает его.
Задолго до 4 ноября республиканцам прогнозировали поражение. И все же его масштаб оказался для сторонников партии неприятным сюрпризом. В выборах губернатора Виргинии победу одержала умеренный демократ, бывшая сотрудница ЦРУ Эбигейл Спанбергер. Она набрала 64% голосов, уверенно обойдя, таким образом, свою соперницу – вице-губернатора штата Уинсом Эрл-Сирс. Виргиния – единственный штат американского Юга, где в органах власти доминируют демократы. С 2022 года, когда здешним губернатором был избран республиканец Гленн Янгкин, однопартийцы Трампа питали надежду, что мнение здешних избирателей изменится. Но вышло наоборот. Демократы превратили голосование в Виргинии в своего рода референдум о доверии Трампу. За Спанбергер приезжал агитировать самый ненавистный для действующего хозяина Белого дома политик Америки – Барак Обама. Трамп как-то говорил, что поддержка этого экс-президента способна «утопить» популярность любого кандидата. В Виргинии же была «утоплена» популярность Эрл-Сирс и Янгкина. К тому же демократы еще выиграли на выборах генпрокурора штата, упрочив здесь свои позиции.
Еще обиднее для президента проигрыш в Нью-Джерси. Здесь проиграл считавшийся довольно перспективным политиком (в отличие от Эрл-Сирс, к которой у ее однопартийцев было много претензий) Джек Чиаттарелли.
|
|
Кандидату в мэры Нью-Йорка Эндрю Куомо президентская поддержка не только не помогла победить, но и, наоборот, навредила. Фото Reuters |
Самое же важное поражение Трамп, конечно, потерпел на своей малой родине, в Нью-Йорке. Мэром города избран демократ, социалист и мусульманин 34-летний Зохран Мамдани. Проиграл ему не только республиканец Кёртис Слива (в том, что он изначально не имел никаких шансов, никто не сомневался), но и экс-губернатор штата Нью-Йорк, представитель влиятельной политической династии Эндрю Куомо. Он, проиграв Мамдани праймериз Демократической партии, баллотировался как независимый кандидат. Его прямо поддержал Трамп, обосновав это тем, что «плохой демократ во главе Нью-Йорка лучше, чем хороший коммунист». В результате Куомо собрал 41,6% голосов против 50,3% у Мамдани.
Вдобавок демократы добились вроде бы менее громких, но очень значимых побед еще в трех штатах. В Калифорнии на референдуме поддержано предложение пересмотреть границы избирательных округов. Теперь они в этом штате будут нарезаны так, что это обеспечит демократам большее представительство в Конгрессе. То же самое, кстати, возможно в Виргинии, где параллельно с губернатором выбирали местных законодателей. Демократы упрочили большинство в местном парламенте и теперь могут внести поправки в Конституцию штата, которые позволят им нарезать избирательные округа в свою пользу. В штате Мэн, важном для выборов Сената США, на референдуме не прошло предложение республиканцев разрешить голосовать только при предъявлении удостоверения личности с фотографией. В Пенсильвании, где республиканцы и демократы периодически оспаривают местное избирательное законодательство, кандидат от Демократической партии победил на выборах Верховного суда штата.
«Отсутствие в бюллетенях фамилии «Трамп» и шатдаун стали причинами поражения республиканцев», – написал после выборов в своей соцсети Truth Social Трамп. Даже убежденные противники президента не могут не согласиться, что, по крайней мере, в одном он прав. Шатдаун (прекращение работы госучреждений из-за того, что две партии не смогли договориться о параметрах бюджета) длится уже 36 дней. Это абсолютный рекорд в истории США, и в нем большинство избирателей винят неуступчивость республиканцев. Однако и низкие рейтинги самого Трампа тоже, конечно, повлияли на результат выборов.
Но президент не унывает. Он, пообещав, что борьба только начинается, анонсировал урезание федерального финансирования Нью-Йорку, раз там избрали не того, кого надо. В ответ Мамдани объявил, что сделает город «центром оппозиции Трампу». Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев предположил, что в ближайшее время борьба между этими двумя людьми будет в центре американской политики. «Победа Мамдани – это прямой вызов Трампу, хотя бы уже потому, что это победа концепции Америки как страны мигрантов. Ее Мамдани отстаивал, и против нее президент фактически выступает. Так что, я думаю, особенно заниматься делами города новому мэру Нью-Йорка не придется. Потребуется бороться с Трампом, для которого задача стереть Мамдани в порошок станет одной из главных задач внутренней политики», – считает эксперт. Вместе с тем, по мнению Васильева, мэр Нью-Йорка, несмотря на то что стал героем дня, вряд ли вырастет в политика общегосударственного масштаба. Эксперт обращает внимание на то, что Мамдани поддержала верхушка Демократической партии: тот же Обама, экс-вице-президент Камала Харрис и многие другие влиятельные представители партийного истеблишмента. «Возможно, Мамдани – это своего рода проект партийной верхушки. Он не входит в число тех, кого демократы рассматривают в качестве своего кандидата на будущих президентских выборах. А вот как таран против Трампа, как человек, способный обрушить его популярность в преддверии выборов в Конгресс 2026 года, Мамдани очень даже подходит», – считает Васильев.

