0
741
Газета Политика Интернет-версия

15.02.2002 00:00:00

Приказывать или уговаривать?

Евгений Матвеев

Об авторе: Евгений Константинович Матвеев - военно-технический эксперт.

Тэги: вертолеты, катастрофы


Очередная вспышка вертолетных аварий и катастроф не только всколыхнула СМИ и общественность, но и наконец-то привлекла внимание властей. Пока нет официального заключения о конкретных причинах трагедий, но уже можно с уверенностью говорить, что цепь происшествий убедительно свидетельствует о серьезном заболевании всего нашего вертолетного парка. Конечно, на боевиков или человеческий фактор (очень модный в последнее время) списать проще всего, но нужно признать, что одна из причин всех бед - отсутствие высоких технологий и новых решений.

Что кардинально нового появилось в нашем вертолетном "хозяйстве" за время, пролетевшее после войны в Афганистане? Ничего, кроме однобокой программы модернизации и продления срока службы. Почему однобокой? Потому что она нацелена в основном на расширение возможностей и границ применения, но никак не меняет уровень безопасности и защищенности человека. О новом бронировании, ударобезопасной топливной системе, креслах, гасящих энергию удара (для экипажа и пассажиров), цифровом оборудовании и системах, снижающих рабочую нагрузку на экипаж, и о многом, многом другом можно лишь мечтать.

Предпринятые в ходе боевых действий в Чечне попытки испытания ночных вариантов вертолетов Ми-24 и Ми-8 (один из них в прошлом году потерпел аварию) и появление Ка-50 больше похожи на рекламную акцию.

Теперь о продлении ресурса или срока эксплуатации. Насколько оно законно с научной точки зрения, когда практически прекращены испытания? Насколько оправданно с моральной точки зрения посылать в бой экипажи на старых машинах? Если машина "не тянет", значит - не выручит, значит, у экипажа нет права на ошибку. А если однажды наши вертолетчики откажутся лететь, что будем делать? Приказывать или уговаривать?

Сложилась парадоксальная ситуация: по рукам ходят видеозаписи громких вертолетных катастроф, охранными видеосистемами обзавелись сотни тысяч офисов, а полсотни летающих в Чечне вертолетов оснастить видеокамерами не можем. Эти видеоматериалы вполне могли бы использоваться для обучения экипажей, расследования обстоятельств аварий и катастроф и даже отстаивания чести и достоинства в суде. Зная о наличии видеокамеры, пассажиры не осмелятся ни оружием дергать, ни спиртное распивать, ни давать указания командиру.

Более половины всех потерь вертолетов в Чечне не связаны с боевым противодействием. То есть вся цепь авиационных происшествий - результат плохой боевой подготовки, обусловленной недостаточным налетом! Поэтому обвинять летно-технический состав - это то же самое, что первоклассника винить в незнании синуса или косинуса.

Наши вертолетчики делают все возможное и невозможное. В какой еще стране летчики за свои деньги покупают приемники спутниковой системы навигации, чтобы летать в сложных метеоусловиях, а технари - клей, чтобы латать дыры на вертолетах?

Вернемся к трагедии под Шелковской. Информагентства сообщили, что за день до трагедии вертолет прошел регламентные работы - значит технически был исправен. Вывод довольно спорный. Оставим полноту и качество выполненных работ на совести исполнителей и принципиальности контролирующих. Однако при чудовищно низкой контролепригодности и эксплуатационной технологичности наших Ми-24 и Ми-8 приходится сомневаться, насколько объем регламентных работ соответствует реальному техническому состоянию каждого конкретного агрегата.

Вся документация (формуляры и журналы параметров) ведется обычными техниками, которым свойственно ошибаться. Наши технари не только писать аккуратно, но и считать точно порой не умеют. Прибавьте сюда высокую текучесть кадров (при вахтовом методе эксплуатации у техники никогда не будет хозяина). И станет ясно, что показатели наработки и циклов нагружения, что особенно важно для вертолетов, могут "плавать" в значительных пределах. Что уж говорить о превышении ограничений! В формулярах их не найти. На войне невозможно без нарушения ограничений, на то она и война. Когда надо, тогда и со стрелкой в красном секторе указателя температуры газов взлетишь. Нет и записей о грубых посадках. Кто же сам на себя напишет? Ясно, что нужны бесстрастные автоматические регистраторы.

А что же "черные ящики", о которых так любят говорить в СМИ? До сих пор на наших транспортных и боевых вертолетах стоит давно устаревшая система автоматической регистрации параметров полета САРПП-12ДМ и магнитофон самолетный МС-61. Конечно, "спецы" соберут по кускам пленку, распутают магнитофонную нить и представят последние мгновения полета. Но иметь информацию (красивую картинку на мониторе компьютера) о том, как это случилось, уже недостаточно. Нужны упреждающие средства. И такие средства есть. Сегодня из центра Европы можно не только узнать о техническом состоянии основных агрегатов вертолетов, работающих на шельфах Северного или Южно-Китайского морей, но и проанализировать тенденцию изменения параметров в реальном масштабе времени. На такое у нас денег нет. А может быть, всем удобно, что используются убогие приборы контроля?

Наши вертолеты - самые надежные, ни одна западная, простите, "пластмассовая мыльница" не выдержит такого к себе отношения, как отечественные воздушные работяги. Главная причина катастроф - моральная! Система, не защищающая от ошибок, не помогающая их преодолеть, а, наоборот, толкающая на их совершение, становится аморальной.

Что ждет нас впереди? Дальнейшее моральное старение вертолетной системы и хроническое отставание от условий применения, кадровый голод (тают "афганские запасы"), дефицит высокопрофессиональных пилотов, инженеров и техников, способных работать на уровне высоких технологий и новых решений. Болеть вертолетными болячками мы будем до тех пор, пока не изменится наш образ мышления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Planet9 доШАГАЛа до ГМИИ

Planet9 доШАГАЛа до ГМИИ

Дарья Курдюкова

К "Декабрьским вечерам Святослава Рихтера" в Пушкинском музее открыли выставку "Радость земного притяжения"

0
868
Россия многоквартирная сталкивается с Россией малоэтажной

Россия многоквартирная сталкивается с Россией малоэтажной

Анастасия Башкатова

Изменение подхода к расселению способно помочь в решении демографических и экономических проблем

0
1330
Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Венгерский премьер ищет способы сохранить власть

Надежда Мельникова

На фоне громкого скандала Виктор Орбан начал реформу, укрепляющую институт президентства

0
1298
КПРФ перегрузит выборы Госдумы-2026 идеологической борьбой

КПРФ перегрузит выборы Госдумы-2026 идеологической борьбой

Дарья Гармоненко

Зюганов требует от партактива обертывать политтехнологии в марксизм-ленинизм

0
1157