0
681
Газета Политика Интернет-версия

27.01.2004 00:00:00

Визит Путина к олигарху

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, путин, мхат, визит


Минувшая неделя для президентской четы была насыщена культурными впечатлениями: в четверг Людмила Путина (вместе с женой председателя правительства Михаила Касьянова) посетила Концертный зал имени Чайковского, где Ансамбль танца Игоря Моисеева отмечал 98-летие со дня рождения своего худрука, а в воскресенье супруги вдвоем посетили театр – они пришли во МХАТ имени Чехова на только что вышедшую премьеру «Последней жертвы».

Традиционно считалось (и писалось), что у «Последней жертвы» в Художественном театре – счастливая судьба. Но кто же думал, что настолько?!

Статус главного драматического театра, который за МХАТом был негласно, хотя и вполне официально закреплен в советские годы (когда Система Станиславского стала почти единственной и направляющей силой театрального искусства), президент подтвердил своим личным присутствием.

Агентство РИА «Новости» сообщает, что президент России приехал в Камергерский переулок как обычный зритель. Кроме него в зале присутствовали другие знаменитости – в частности, режиссер Марк Захаров и актриса Людмила Максакова. Президентская чета села в правой – правительственной – ложе. Зрители поприветствовали главу государства аплодисментами, кому-то пригодились взятые напрокат театральные бинокли, чтобы получше разглядеть Владимира Путина.

Вероятно, нет ничего крамольного в желании усмотреть в нынешнем визите президента в театр не одно лишь любопытство к театральной новинке (тем более что до сих пор большого внимания к театру Владимир Путин не проявлял). В России – чему примером герои «Ревизора» – всякое событие, даже визит в уездный городишко петербургского чиновника, подвигает особо продвинутых господ заподозрить в этом глубокую политическую причину. К тому же: одно дело – фантазировать на темы политической актуальности в «Горе от ума» (был случай, когда Табакову пришлось играть Фамусова перед тогдашним премьером правительства Виктором Черномырдиным), совсем другое – когда речь о «Последней жертве», где злободневность – на поверхности, сама плывет в руки┘

Итак, пьеса Александра Николаевича Островского по воле постановщика спектакля Юрия Еремина во МХАТе имени Чехова перенесена из XIX в начало ХХ века, в интерьеры Серебряного века, ставшего и временем расцвета русского капитализма (об этом подробнее – в нашей рецензии на «Вассу Железнову» в «параллельном» МХАТе имени М.Горького).

Персонажи Островского во МХАТе имени Чехова больше походят не на сермяжных купцов, а на современных деловых людей, предпочитающих проводить время в дорогих клубах и на сеансах немого кино. Главный герой спектакля и всех рецензий – Олег Табаков, худрук театра, которому в Островском досталась роль Флора Федулыча. Во МХАТе им. Чехова это – образованный и трудолюбивый капиталист, крепкий хозяйственник, которому и в голову не придет недоплачивать налоги там или выводить капиталы за рубеж. Ничто человеческое ему вроде бы не чуждо, но это человеческое не выходит за рамки разрешенного УК: он искренне влюбляется в Юлию Тугину, которую в спектакле Художественного театра играет Марина Зудина, жена Табакова (и тут все чисто, хотя театру традиционно приписывают особую распущенность и безнравственность). Одновременно наш герой – человек образованный, ценитель прекрасного, собиратель живописи, в общем – крупный капиталист с человеческим лицом, положительный образ русского олигарха (в самой ближайшей перспективе), которого в практической сегодняшней жизни найти ни президенту, ни его ближайшему окружению, видимо, не удалось. Иных – обычное в России дело – уж посадили, а те – далече. Нашли в театре.

В общем, понятно, с кого делать жизнь нашим олигархам, если они, разумеется, как-то планируют прожить свою жизнь в России так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно проведенные месяцы или даже годы где-нибудь в «Лефортове» или «Матросской Тишине».

Информационные агентства сообщают также, что в антракте Владимир Путин побеседовал с Олегом Табаковым. А по окончании спектакля глава государства вместе с супругой зашли в кафе «Академия» и выпили там по чашечке кофе. Но к нашему сюжету – о русском капитализме и путях его развития в России – это, вероятно, уже особого отношения не имеет.

Остается добавить, что ту же самую пьесу Островского в этом сезоне планировали выпустить в Малом театре и в «Ленкоме». Не знаю, стоит ли продолжать, ведь состязание, выходит, загодя проиграно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1668
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1507
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1724
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1437

Другие новости