0
767
Газета Политика Интернет-версия

06.12.2006 00:00:00

Как удержаться на «колесе Фортуны»

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Александрович Минин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: россия, ес, саммит


Итальянская La Stampa на днях написала, что «Путин больше не нравится Западу», а британская газета The Economist назвала Россию не просто «пугающей», но и «вызывающей жалость» страной. А ведь, казалось бы, совсем недавно Россия председательствовала в «большой восьмерке», в Санкт-Петербурге проходил саммит G-8, в Москву съезжались мировые религиозные лидеры. Президент Путин восхищал «информационной открытостью» иностранных журналистов, нет-нет да и вспоминавших, что перед ними – человек, которому Джордж Буш когда-то «заглянул в глаза» и «выразил доверие». И где все это сейчас? Средневековое «колесо Фортуны» – символ, похоже, переживший свою эпоху.

Там, где еще вчера был «партнер Запада», сегодня – «энергетический шантажист». Control Risk Group пугает потенциальных инвесторов «высокой угрозой безопасности бизнеса» в нашей стране, а образ далекой и загадочной России последовательно замещается картиной «мертвой зоны», где люди гибнут от СПИДа, некачественной медицины и алкогольных отравлений, а банкиров, журналистов и иностранных студентов убивают среди белого дня. Ситуация с полонием-210 лишь подлила масла в огонь. В глобальной деревне все чаще России отводится роль парии – прокаженного или сумасшедшего.

Путь из «королей» в «безумцы» оказался для России слишком коротким, не так ли? Впрочем, «король» – не более чем иллюзия, маска, заговаривание зубов. Раз уж вспомнили глобальную деревню, то почему бы не представить себе и страшного деревенского колдуна. Дом его, как водится, – на окраине, и «нормальный» землепашец или охотник обходят жилище стороной. Колдун – фигура страшная, но весьма удобная. Если что-нибудь нужно (читай: газ, нефть или поддержка в борьбе с мировым терроризмом), его, преодолев страх, умасливают, льстят его самолюбию. Случись же в деревне мор или падеж скота – всегда под рукой «крайний».

«Колесо Фортуны» – это как раз про Россию и ее восприятие на Западе. На средневековых гравюрах король взбирается на колесо, восседает на нем, но затем падает вниз и лежит придавленный все тем же колесом – дескать, «отцарствовал». Его царство мимолетно, скоротечно, почти иллюзорно. Благожелательность Запада к России, кажется, столь же иллюзорна. Реальны лишь оценки, балансирующие между «не так уж и плохо» и «хуже некуда». Бдительность западных критиков, по утверждениям The Economist, не усыпить «обилием неоновых огней и иномарок» в Москве.

«Совершенно неоспоримо, что в России укрепляется культура беззакония», – пишет 4 декабря New York Times. «Беззаконие» и «безумие» для Запада – цивилизационные синонимы. Впрочем, у безумия, как известно, две стороны: одна сближает его с криминалом, вторая – с вдохновением. Гений и буйный сумасшедший – две грани одного предмета. Понятно, почему Западу в отношении России так легко дается переход от славословия к инвективам.

Что делать с безумцем? История западной цивилизации предложила два метода. О них в свое время подробно и обстоятельно писал французский философ Мишель Фуко. Метод первый – простая изоляция, госпиталь в духе XVII века, куда безумца просто отправляли с глаз долой, чтобы не смущал «здоровых». Метод второй – современная клиника, где его не просто содержат, но еще и лечат, приводят в соответствие с «цивилизованным миром».

«Со стороны Соединенных Штатов и Великобритании желание отгородиться от Москвы было бы глупостью», – резюмирует британская The Times. Стало быть, пока в отношении России Запад предпочитает «лечение» – «откровенные разговоры», призывы «провести тщательное расследование» и т.д. «Давно пора открыто сказать Путину: мы внимательно смотрим в его душу. И то, что мы там видим, нам не нравится», – пишет New York Times. Действительно, напоминает прием у врача.

Но что будет завтра? После президентских выборов 2008 г., которые у нас в стране рассматривают как ритуальную «трансляцию стабильности», а на Западе – как акт с непредсказуемыми последствиями. Замена лечения изоляцией? Падение под «колесо Фортуны»? Навряд ли. Скорее жителям глобальной деревни вновь придется обратиться к колдуну за помощью, и все начнется заново. Вот только роли в этой цивилизационной драме, кажется, закреплены за актерами надолго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош»

МХТ открыл сезон премьерой спектакля «Кабала святош»

Нурия Ямилова

0
573
Жертвами строительного спада стали бесквартирные дольщики

Жертвами строительного спада стали бесквартирные дольщики

Михаил Сергеев

Вывод на рынок новостроек в среднем по стране сократился на 19%

0
1139
Угольным компаниям государство поможет в индивидуальном порядке

Угольным компаниям государство поможет в индивидуальном порядке

Ольга Соловьева

Чиновники уверены в востребованности российского сырья на фоне падения поставок

0
1042
Самолет-амфибия Бе-200 должен пройти летные испытания в ходе работ по ремоторизации с украинских двигателей на российские

Самолет-амфибия Бе-200 должен пройти летные испытания в ходе работ по ремоторизации с украинских двигателей на российские

0
655

Другие новости