0
1289
Газета Политика Интернет-версия

07.04.2010 00:00:00

Гуантанамо на кавказский манер

Тэги: тюрьма, террористы, терроризм, гуантанамо


тюрьма, террористы, терроризм, гуантанамо Александр Коновалов готов подумать о создании спецтюрем для террористов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Северокавказские правозащитники предлагают создать специальные тюрьмы для перевоспитания отечественных террористов. Содержаться в них будут уже осужденные преступники. Омбудсмен Ингушетии Джамбулат Оздоев считает необходимым разделить такого типа колонии на два вида: для тех, с кем можно вести диалог, и для безнадежных террористов. Эксперты сомневаются в действенности этого метода.

Инициатива создания специальных исправительных учреждений для осужденных террористов на Северном Кавказе прозвучала вчера на совещании министра юстиции Александра Коновалова с региональными уполномоченными по правам человека. Омбудсмен Ингушетии Джамбулат Оздоев заявил, что ее автором является президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

Правозащитник предложил такого вида колонии разделить на два типа: «Для тех, с кем трудно вести диалог, и тех, кого не поздно еще вразумить». Коновалов на это заметил: «Вопрос непростой, его надо изучать».

В пресс-службе Федеральной службы исполнения наказаний оценить инициативу северокавказского правозащитника отказались, сославшись на то, что руководство ведомства, уполномоченное давать комментарии прессе, находится в командировке.

Глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников в беседе с «НГ» назвал иллюзией утверждения о том, что террористов можно перевоспитать: «У нас уголовно-исполнительная система, а не исправительная, как это было в Советском Союзе. Это иллюзия». Правда, в число противников инициативы создания специальных тюрем для террористов на Северном Кавказе парламентарий записываться не стал: «Отдельные тюрьмы, наверное, делать нужно».

Между тем заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что в инициативе ингушских правозащитников есть рациональное звено. По его словам, осужденные террористы, содержащиеся в тюрьмах с другими преступниками, могут заниматься идеологической обработкой и вербовать сторонников из числа недовольных российской властью: «После выхода на свободу они могут примкнуть к террористическим группам».

Правда, создавать отдельные исправительные учреждения для неисправимых и раскаявшихся террористов политолог не советует. Главное препятствие этому, на его взгляд, – высокий уровень коррупции, поэтому нет никаких гарантий, что неисправимые террористы не будут содержаться в тюрьмах с льготными условиями. Выход Макаркин видит в том, чтобы создавать в специализированных учреждениях отдельные камеры для неисправимых террористов. Или определять, в какое учреждение направлять террористов решением суда. К примеру, раскаявшихся террористов – в тюрьму строгого режима, а нераскаявшихся – в зоны особо строгого режима.

Руководитель секции правоохранительных органов экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Валерий Борщев рассказал, что видел тюрьмы в Северной Ирландии, где по отдельности содержатся раскаявшиеся и неисправимые террористы. Правозащитник считает, что опыт Великобритании вполне можно перенести на российскую почву. «А создание отдельной тюрьмы для неисправимых террористов приведет к тому, что мы получим американский вариант Гуантанамо, а это ничего хорошего не предвещает».

Напомним, тюрьма для террористов в кубинском заливе Гуантанамо действует с 2002 года. В разные годы в ней содержалось до 750 заключенных, захваченных американскими войсками в ходе операций на территории Афганистана и Ирака. К ним применялись пытки, санкционированные правительством США. Президент США Барак Обама во второй день своего президентства обещал закрыть тюрьму, однако пока так и не смог этого сделать из-за финансовых сложностей.

Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский замечает: «Одно дело, когда речь идет о секретных тюрьмах, где люди содержатся без вынесения приговора и с ними проводят оперативные мероприятия. Я думаю, что об этом речь не идет и идти не может. Странно, если бы об этом говорилось на встрече с уполномоченными по правам человека». И совсем другой вопрос, на взгляд политолога, содержание террористов, уже осужденных по статье «терроризм»: «Думаю, что они могут содержаться отдельно в каких-то специализированных учреждениях исполнения наказания».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
347
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
413
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
409
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
369