0
1480
Газета Политика Интернет-версия

27.10.2011 00:00:00

Американский антиракетный козырь

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор "НГ-энергии".

Тэги: сша, пентагон, про


Если попытаться расшифровать недавнее заявление полпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина по проблеме ПРО, то получается трудноразрешимая головоломка – «в переговорах – тупик, но мы, безусловно, продолжим переговоры». Дмитрий Рогозин мыслит при этом категориями времени до следующего саммита Россия–НАТО в Чикаго в мае будущего года, за которое, возможно, будут преодолены имеющиеся разногласия. Правда, он также не исключает, что в Чикаго россияне не поедут. Противоречия сводятся к принципиальному вопросу – юридическим гарантиям, что создаваемая в Европе ПРО не будет направлена против России. Как известно, заместитель госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер в середине октября заявила, что Вашингтон готов письменно подтвердить мирный характер будущей системы ПРО в Европе, однако юридически обязывающих гарантий, которые требует Москва, дать не может. Анализ проблемы создания ПРО, который подготовили эксперты влиятельного берлинского фонда «Наука и политика» (SWP), помогает понять американскую позицию.

Дело в том, что в данном случае речь идет о военной доктрине США XXI века, в которой ПРО играет все более важную роль. Причем европейская ПРО представляет собой часть глобального антиракетного щита, который призван защитить Запад (в первую очередь страны НАТО) от любых военных, экономических и политических неожиданностей. Речь идет об ограничении возможного ущерба от действий любого потенциального противника в будущем, который располагает баллистическими ракетами, способными достичь территории США и их союзников. Но не только – в анализе фонда приводится термин «предупреждение шантажа». Конечно, имеется в виду возможность оказывать давление на страны НАТО и другие дружественные США государства (кстати, в документе в качестве такого дружественного государства прямо называется Израиль) по разным поводам и в разных случаях. А таких случаев, добавим, можно придумать какое угодно количество. Даже прекращение поставок газа в некоторых случаях, наверное, можно оценить как шантаж. И эта функция, судя по всему, может стать основной для планируемой ПРО. Ведь в перспективе мир неизбежно столкнется с рядом трудно разрешимых вызовов. Один из них назвал академик Алексей Канторович, известный специалист в области теоретических и прикладных проблем геологии и геохимии нефти и газа, на состоявшейся на днях в Москве 6-й Международной энергетической неделе. Это – ожидаемая нехватка ресурсов при бурном росте населения Земли, которая, по словам академика, может стать причиной будущих конфликтов.

Раскрывая положения превентивной функции ПРО, авторы анализа приводят аргументы в ее пользу. Они сводятся к следующему:

– ПРО даст возможность стабилизировать кризисную ситуацию уже на ранних стадиях возможного конфликта, поскольку антиракетный щит способствует повышению уровня неуверенности потенциального противника касательно успеха планируемого нападения с использованием ядерного оружия. При этом следует учитывать чисто психологический момент, связанный с тем, что наличие ПРО не представляет собой дилемму вероятности применения в отличие от классического ядерного оружия. Далее и это представляется мне в мирных условиях самым важным;

– ПРО позволяет НАТО сохранять способность применять свои вооруженные силы против противника, располагающего ядерным оружием. Важно отметить, в каких случаях ПРО может стать козырем в натовской колоде. Речь идет, пишут авторы, о случаях «интервенций для восстановления международного порядка», что может случиться при агрессивных действиях ядерных государств против своих соседей. Правда, авторы оговариваются для данного случая необходимостью наличия в последующем соответствующего мандата Совета Безопасности ООН. Эффективная ПРО, полагают авторы, дает возможность убедить страны, не располагающие ядерным оружием, отказаться от его приобретения, и, наконец, она снижает значение ядерного устрашения и этим создает почву для переговоров по ядерному разоружению.

Что может означать система американской ПРО, которая должна вступить в строй к 2020 году, для России? За разработку этой концепции, которая призвана заменить стратегию взаимного ядерного сдерживания, взялся еще Рональд Рейган в марте 1983 года. Позднее при других американских правительствах она претерпевала изменения и модифицировалась. Нынешняя концепция правительства Обамы, по мнению аналитиков фонда, намного объемнее и амбициознее, чем программа Буша-младшего. Ее отличие состоит в том, что Обама не планирует ПРО «про запас», а исходит из возможных конкретных угроз, которые пока просчитаны до 2020-го, когда будет завершена 4-я фаза развертывания ПРО. При этом аналитики фонда полагают, что создаваемая ПРО в нынешнем ее виде не сможет противостоять только современным, более быстрым российским межконтинентальным ракетам.

Разумеется, все это должно побудить Россию пересмотреть свою военную доктрину. Закрепленная в доктрине возможность первого ядерного удара после завершения 4-й фазы создания ПРО будет уже существенно ослаблена. А в дальнейшем может быть скорее всего сведена на нет в ходе последующего развития систем ПРО. А это фактически означает принуждение к началу нового этапа гонки вооружений со всеми его негативными последствиями для нашего народного хозяйства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
562
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
505
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
464
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
511

Другие новости