0
2000
Газета Политика Интернет-версия

21.03.2012 00:00:00

Не время определит путь к миру в Карабахе

Владимир Казимиров

Об авторе: Владимир Николаевич Казимиров - посол, первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, глава посреднической миссии России, участник и сопредседатель МГ ОБСЕ (1992-1996).

Тэги: карабах, конфликт


карабах, конфликт Фото Reuters

24 марта 1992 года министры государств – участников Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне – ОБСЕ) приняли решение созвать под его эгидой в Минске конференцию с участием 11 государств для мирного урегулирования нагорнокарабахского вооруженного конфликта. Так 20 лет назад было положено начало «минскому процессу». Из-за военных действий конференцию созвать так и не удалось. С июня 1992 года ее задачи взял было на себя более скромный механизм – Минская группа из послов тех же 11 государств. Будапештский саммит ОБСЕ (декабрь 1994 года) сузил круг посредников и возложил проведение переговоров на сопредседателей Минской группы (с 1997 года это Россия, CША и Франция).

В последние годы карабахское урегулирование все чаще выходит на уровень глав государств, особенно России, Азербайджана и Армении.

Важнейшая подвижка – бессрочное перемирие, достигнутое в 1994 году при посредничестве России, не раз подвергалось угрозе возобновления военных действий из-за инцидентов, гонки вооружений и воинственных кампаний Баку (Азербайджан озабочен оккупацией своих земель армянами и намерен не давать им спокойно удерживать нынешний статус-кво).

За 20 лет не раз менялись формы и методы работы в минском процессе, но конечная цель разрешения судьбы Нагорного Карабаха (НК) и примирения между Азербайджаном и Арменией все еще остается недостижимой из-за полярных позиций и несговорчивости сторон. Баку добивается прежде всего ухода армян из оккупированных районов, всячески уклоняясь от обязательств решить судьбу НК волеизъявлением его населения, а Ереван и Степанакерт ставят свой уход в зависимость от порядка определения статуса НК. Тем не менее усилия государств – сопредседателей МГ ОБСЕ при особой активности России на высшем уровне несомненно содействовали сохранению перемирия и удержанию горячих голов от неразумных действий в столь чувствительном регионе.

Относительное затишье на линии соприкосновения вызвано серией встреч президентов России, Азербайджана и Армении, а также избранием АР непостоянным членом СБ ООН на 2012–2013 годы. Среди армян этот успех бакинской дипломатии был воспринят ревниво и даже негативно, без должной оценки возникшего полезного эффекта сдерживания.

Минский процесс оценивается армянами в целом положительно, а в Баку весьма противоречиво, с распределением ролей: власть осторожничает, а СМИ подвергают его резкой критике за бесплодность. В последние годы там все чаще призывают посредников, другие столицы и международные организации оказывать на армян давление, чтобы освободить захваченные ими земли. При этом в Баку исходят из всеобщей заведомо негативной оценки оккупации как таковой, но упорно скрывают конкретику: как возникла эта оккупация, как вопреки четырем резолюциям СБ ООН и многим предложениям посредников Баку растянул войну на два с половиной года, чтобы одолеть армян силой, а в итоге сам поплатился потерей семи районов АР. Там забывают, что истина конкретна.

Призывы Азербайджана к давлению на армян мало срабатывают. Мандат сопредседателей даже не дает им права оказывать давление на стороны по сути переговоров. Давление в дискуссионных вопросах вряд ли мыслимо, но оно вполне обосновано в делах бесспорных. Например, 1) против силового решения споров или 2) против невыполнения официально взятых на себя обязательств. Позиции азербайджанской стороны тут весьма уязвимы: она то и дело допускает силовые решения и даже ратует за них; давно не выполняет соглашение об укреплении режима прекращения огня от 4 февраля 1995 года и таит, что оно было подписано по прямому указанию «общенационального лидера» Гейдара Алиева (есть и иные примеры отхода от его дел и наказов).

Установка не давать покоя армянским оккупантам стала помехой конструктивности. Она обрекает официальный Баку на негативизм, на отказы от полезных предложений, что не дает ему плюсов в глазах посредников, других государств, общественного мнения. Да и как иначе оценивать всяческое принижение прекращения огня, зароки вроде «война не окончена», саботаж соглашения от 4 февраля 1995 года, нежелание отводить снайперов с передовых позиций, уклонение от мер доверия, особенно в военной сфере, затягивание создания механизма расследования инцидентов и т.п.?!

Многие задаются вопросом: сколько лет потребуется еще для урегулирования карабахского конфликта? Время – очень важный фактор в таких делах, и 20 лет – не срок. Но тут дело не столько во времени, сколько в подходе сторон к главному вопросу: как достичь мира – в переговорах или войной? Мировое сообщество уже отвергло новую войну, подтвердило, что военного решения этого конфликта нет. Президент АР Ильхам Алиев не раз подчеркивал предпочтительность мирного пути, но не исключил и военного, напрягая ситуацию в регионе. Что это – вполне серьезная установка, нажим на противостоящую сторону или шантаж международного сообщества? В любом случае – куда хуже, чем ошибка. Из наших личных контактов хорошо помню, что его отец настраивался исключительно на мирный путь.

Прорыв в переговорах возможен лишь после преодоления нынешнего порочного круга, когда одна сторона готовится к удару, чтобы отобрать свои или считаемые своими территории, а другая удерживает их как еще один и прочный рубеж своей обороны. Наивно рассчитывать, будто военные угрозы заставят противника отойти с укрепленных позиций, чтобы занять уязвимые.

Необходимо круто и безвозвратно перевести дела из плоскости военной в политическую, отказаться от иллюзий военного разгрома недруга. За считанные дни или часы не решить этот конфликт, неразрешимый столько лет под аккомпанемент нынешних угроз. Не даст времени и мировое сообщество – оно сразу потребует прекратить военные действия.

Только отказ от применения силы обеспечит успех переговоров. Проще всего – заключением такого соглашения под международными гарантиями. Полагаю, что оно никогда не должно выпадать из предложений посредников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
455
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
567
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
479
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
393

Другие новости