0
3010
Газета Политика Интернет-версия

23.05.2013 00:01:00

Как отфильтровать контент в Интернете

Тэги: интернет, экстремизм, закон


интернет, экстремизм, закон Сетевую цензуру по-китайски вводить пока не планируется. Фото Арины Салевич

Фонд развития гражданского общества Константина Костина подготовил доклад «Фильтрация контента в Интернете. Анализ мировой практики». Обширный труд включает ссылки на мировой опыт по ограничению активности в Сети. А также – рекомендации в этом плане для России. Среди которых главная – совершенствование закона о борьбе с экстремизмом. Эксперты скептически оценивают возможности властей контролировать Интернет – впрочем, и авторы доклада, похоже, не строят особых иллюзий на этот счет.
Главных выводов доклада два: ограничения необходимы, но какие именно – не совсем понятно. Посылом для проведения исследования выглядит активность организаций Freedom House и «Репортеры без границ», постоянно критикующих Россию за отсутствие настоящей свободы слова и помещающих ее по этим показателям в один ряд со странами третьего мира. Авторы доклада, прежде чем приступить к описанию способов контроля над Интернетом, подробно объясняют, почему не стоит доверять подобным рейтингам. В частности, исследование критикует «Репортеров» за то, что те записали во «врагов Интернета» страны, где ограничивается распространение политической информации. «В то же время, – подчеркивается в докладе, – фильтрация политического контента не является прерогативой исключительно авторитарных и тоталитарных политических режимов. Весьма схожие явления в странах, которые принято считать демократическими, осуществляются под эгидой обеспечения национальной безопасности или борьбы с радикальными политическими движениями».
В докладе фонда присутствуют два главных обоснования для фильтрации интернет-ресурсов. Выдержки из докладов Владимира Путина (самые важные – сказанное им на коллегии ФСБ 14 февраля 2013 года, когда президент призвал выявлять «иностранных агентов» среди НКО) и ссылки на опросы общественного мнения. Приводятся данные ведущих соцслужб, подтверждающие, что большинство населения одобрительно относится к регулированию Интернета. В частности, такой опрос проводил в сентябре прошлого года Левада-Центр. 63% опрошенных согласились с тем, что в Сети «существует множество опасных сайтов и материалов, в связи с чем необходимо ввести цензуру в Интернете». В то, что опасность такого рода переоценивается, верят 19% россиян. И еще 17% не определились по этому вопросу. На этом консервативном фоне, отмечается в докладе, «позиция представителей государственной власти выглядит даже несколько более либеральной».
Это очень общая постановка вопроса, считает профессор кафедры конституционного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский: «Зато на фоне этих цифр удобно сообщить, что по сравнению с ними у российской власти (то есть у президента) – позиция более умеренная. Авторы хотят польстить заказчику. Но тут нужно уточнять. Согласно другому опросу, из тех, кто считает цензуру вполне допустимой, 43% согласны с запретом информации, содержащей порнографию, эротику, упоминания о проституции и извращениях. 16% – за запрет пропаганды насилия. За запрет любой вредной для детей информации – 3%». Это немного смешные цифры, иронизирует Шаблинский, получается, что единственный отечественный закон, предусмотревший недавно реестр запрещенных сайтов, нужен ничтожному меньшинству. Хотя на самом деле – все дело в постановке вопроса. Консервативная часть общества, указывает собеседник «НГ», по традиции более всего опасается эротики и порнографии: «Но закон о СМИ и так содержит ограничения для массовой информации, содержащей эротику и сцены насилия. (Понятно, что это совершенно бессильные ограничения, поскольку без насилия и эротики современный кинематограф немыслим)». Путина, считает эксперт, на самом деле мало интересует ограничение эротики: «Его интересует ограничение деятельности его политических оппонентов. Но – увы! Авторы не приводят данных опросов об отношении граждан к политической полемике в Сети (допустима ли она), к резким высказываниям в адрес президента, вообще критике власти в Сети. Нет таких данных».
Авторы документа обеспокоены непрерывным процессом глобализации Рунета: «Через несколько лет локальные сервисы отойдут на второй план, а доминирующие позиции на рынке займут глобальные игроки, неподконтрольные национальным властям». На их взгляд, в стране совсем плохо обстоит дело с реализацией Закона «О противодействии экстремизму» «в части блокирования доступа к экстремистским материалам, размещенным в Сети»: «Наполнение списка экстремистских материалов осуществляется Министерством юстиции на основе судебных решений. При этом в законе отсутствует механизм взаимодействия между ведомством и операторами связи, позволяющий оперативно обеспечивать блокировку внесенных в список материалов. В результате большая часть операторов связи вообще не блокирует материалы, внесенные в список, а остальные блокируют их лишь частично». Авторы сожалеют, что наполнение списка происходит только на основании судебных (а не административных) решений. Они предлагают ввести механизмы оперативной фильтрации контента – то есть принимать решения без суда. Но мягко не советуют вводить цензуру на китайский манер: это может вызвать недовольство части пользователей. «Они пока надеются, что оппонентов можно будет подавить и с помощью антиэкстремистского закона», – замечает Шаблинский.
Следует вывод: «Представляется целесообразной доработка Закона «О противодействии экстремизму» с целью приведения его в актуальный и функционирующий вид, на основании тех задач, которые ставятся руководством страны. Одновременно с этим целесообразно предусмотреть в законе механизмы оперативной фильтрации контента, связанного с публичными призывами к насилию в отношении конкретных лиц или социальных групп в Интернете, без нарушения нормального функционирования социальных сервисов, в рамках которых подобный контент публикуется».
Авторы доклада рекомендуют усилить действие закона. Они перечисляют признаки экстремистской деятельности, среди которых – «публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением». На взгляд Шаблинского, это означает, что «экстремизмом можно будет, скажем, счесть обвинения органов власти в подтасовке выборов, в манипуляции избирательными комиссиями и т.п. И, разумеется, любую критику».
Эксперт Илья Шаблинский видит смысл доклада в попытке укрепить позиции государства: «В качестве одного из средств укрепления рассматривается фильтрация или блокирование контента интернет-ресурсов. Это дело новое и трудное. Авторы добросовестно изучили зарубежный опыт. Прежде всего опыт авторитарных режимов, которые фильтруют Сеть наиболее активно. Но – и это особо подчеркивается в докладе – фильтрация политического контента не является только прерогативой авторитарных и тоталитарных режимов. Поэтому рассматривается опыт Германии, Великобритании и еще некоторых демократических стран. Цель одна – получить возможность сослаться на то, что и при демократии можно вводить цензуру». Часть 5 статьи 29 Конституции, запрещающая цензуру в данном контексте, – «старая докучливая виньетка на полях», говорит эксперт: «О ней можно забыть».
Авторы доклада ждут широкой публичной дискуссии. Которую, впрочем, легко можно превратить в продолжение антизападной кампании, несмотря на обильные ссылки на западный же опыт по ограничению интернет-контента. В докладе есть для этого удобные тезисы – с критикой международных организаций и оправданием – со ссылкой на соцслужбы – действий властей по возможному будущему расширению антиэкстремистского законодательства.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
778
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
454
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
982
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
842

Другие новости