0
8217
Газета Политика Интернет-версия

21.03.2014 00:01:00

Крым может стать новым федеральным округом

Тэги: крым, политика, экономика


крым, политика, экономика Фото Reuters

Институт национальной стратегии (ИНС), по информации «НГ», готовит доклад «Концепция интеграции Крыма». Основные идеи доклада, а также впечатления от общения с крымской политической элитой представил «НГ» президент ИНС Михаил Ремизов, на днях вернувшийся из Симферополя. На его взгляд, лучшей формой управления полуостровом было бы образование на его территории федерального округа – с варьирующейся политикой в отношении двух регионов: Севастополя и Крыма. Ремизов говорит также о политических рисках присоединения Крыма – и для полуострова, и для России.

Первая задача руководства страны заключается в поисках источника для финансирования крымских расходов, не заложенных ни в бюджет, ни в инвестиционные проекты, отмечает Ремизов. 

В качестве таких источников рассматриваются сегодня либо резервные фонды, либо обременения для крупного бизнеса. По мнению автора доклада, будут задействованы оба пути. Он предлагает потратить на инвестиции в крымскую экономику, в том числе на строительство моста через Керченский пролив, 12 млрд руб., предназначенных ранее Украине.

В случае с крупным бизнесом, утверждает собеседник «НГ», будет задействована сочинская схема: «Там эта модель сработала. Конечно, бизнес от нее не в восторге, но у нас достаточно отраслей с высокой ликвидностью – там есть деньги и неплохая норма прибыли. Это и нефтянка, и застройщики, и химическая промышленность…» Как они будут заходить в Крым – известно. Однако в крымском бизнес-сообществе растет беспокойство, отмечает собеседник «НГ» – там боятся, что местный бизнес, в особенности мелкий и средний, будет подавлен и зачищен: «Инвесторы придут не только с деньгами, но и со своими правилами игры и ставленниками. Здесь может возникнуть негативный эффект в виде социальной напряженности».

В докладе отмечаются несколько точек напряженности в отношениях России и Крыма. Среди них – банковская деятельность. Ремизов напомнил, что на днях существенно ограничил операции украинский «Приват-банк» – а большинство вкладчиков Крыма именно в нем держат деньги. Контакты малого и среднего бизнеса в основном сейчас в Украине – и России придется решать, как поддержать крымчан, если эти контакты будут рушиться.

Переходный режим включает очень много трудностей чисто правовых, связанных с изменением местного законодательства, говорится в докладе. Есть и серьезная этническая проблема, отмечает Ремизов: «Меджлис контролирует татарское сообщество. Не полностью, но существенно – по оценкам экспертов, процентов на 60. Безусловно, это организация, которая будет разыгрывать антироссийскую карту. Поддерживают ее США и Турция, на которые Меджлис завязан организационно, финансово и кадрово. Сейчас следует ожидать со стороны Меджлиса информационной и психологической войны с Москвой и новыми властями Крыма. Основная задача России сейчас – найти договороспособных игроков со стороны крымских татар – в лице каких-то других общественных организаций».

Крымская история оказала сильное влияние на российскую внутреннюю политику, замечает Ремизов. Помимо прочего, она укрепила позиции правительства: коней на переправе не меняют. В то же время – в более длительной перспективе, утверждает собеседник «НГ», – вполне вероятны подвижки в финансово-экономическом блоке кабинета Дмитрия Медведева: «Он олицетворяет либеральную экономическую модель, а сейчас придется переходить волей-неволей к модели мобилизационной. Поскольку на повестку дня ставится вопрос о замещении импорта». Не все санкции Запада будут носить публичный характер, предупреждает эксперт, многие окажутся негласными – пойдут по линии промышленной кооперации и технологического сотрудничества. На все это придется реагировать комплексной политикой импортозамещения, говорит Ремизов: «Против этого всегда выступало либеральное крыло правительства. То же самое касается финансово-кредитной политики, которая будет в большей степени ориентирована на создание внутренних источников кредитования, на отвязывание рубля от доллара и т.д.». Конечно, будет более логично, если эту новую модель будут реализовывать новые люди.

Изменения коснутся и политики Кремля в отношении оппозиции, говорится в докладе. По словам Ремизова, в ближайшей перспективе власти будут заниматься профилактикой на этом фронте. Слова из Послания Владимира Путина о том, что России угрожает внутриполитическая разбалансировка, восприняты достаточно серьезно, отмечает собеседник «НГ». Однако в более длительной перспективе, полагает автор доклада, в России вряд ли следует ожидать создание монолитного, «зацементированного» политического режима: «Скорее  речь пойдет о создании такой политической системы, в которой те, кто конкурирует между собой внутри страны, имея разные позиции по вопросам экономики, национальной политики, отношения к фигурам во власти, тем не менее едины по вопросам внешней политики».

В докладе отмечается, что в России создается политическая система в рамках внешнеполитического консенсуса – конкуренция внутри и единство вовне. Эту концепцию Ремизов считает естественной для страны в ситуации жесткого внешнего давления.

Инкорпорируя Крым в Россию, власти должны понимать, что Крым и Севастополь – это разные регионы и по ментальности, и по административной составляющей, и по элитам, утверждает Михаил Ремизов: «В Севастополе мы наблюдаем четкую субъектность, у людей велико ощущение своей идентичности как российской. А в Крыму скорее преобладает идентичность региональная, крымская. Там население в большей степени является конформистским. Люди озабочены тем, чтобы просто не было хуже. Поэтому политика в отношении Крыма и Севастополя должна быть разной».

Еще одно любопытное наблюдение Ремизова: в экспертном сообществе Крыма преобладает критическое отношение к собственным политическим элитам, которые обессиливают друг друга во взаимных конфликтах и вообще находятся в ослабленном состоянии после периода правления «донецких», которые оттеснили их на вторые роли. В этой связи, подчеркивает Ремизов, очень важно выстроить сбалансированную модель. В ней было бы обозначено, с одной стороны, внятное присутствие Москвы. С другой стороны – Кремлю не следует прибегать к чисто варяжской модели. Когда приходит чужая команда, занимающая все ключевые позиции, это тоже выглядит негативно.

В докладе в качестве примера представлена одна из возможных моделей переустройства Крыма – создание на его территории временного федерального округа для двух субъектов. На окружном уровне, пояснил Ремизов, «рассаживается команда из Москвы, занимаясь стратегией развития региона, гармонизацией законодательства и присмотром за элитами». На уровне субъектов ответственность лежит на местных элитах. Самая же серьезная проблема российской власти – создание на территории Крыма дееспособного политического режима.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Верховный суд создал прецедент из дорожного штрафа

Екатерина Трифонова

Кодекс об административных правонарушениях не содержит в себе необходимых процессуальных норм

0
608
Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Рынок недвижимости оказался не таким уж перегретым

Анастасия Башкатова

Потребность в новом жилье без специальных мер поддержки не удовлетворить

0
878
Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дюмин получает из рук президента функционал и потенциал

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Должность секретаря Генсовета РФ прежде была больше технической, чем административной

0
1109
Пять книг недели

Пять книг недели

0
611

Другие новости