0
7067
Газета Политика Интернет-версия

29.04.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Как стать перспективным политиком в России?

Станислав Минин

Об авторе: Станислав Александрович Минин – обозреватель «Независимой газеты».

Тэги: политики, рейтинг, перспектива, политика, система, протестное движение, либеральная повестка дня, элиты


политики, рейтинг, перспектива, политика, система, протестное движение, либеральная повестка дня, элиты На фото Президент РВ Владимир Путин и сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. Фото пресс-службы ОНФ

Фонд ИСЭПИ опубликовал новый рейтинг перспективных политиков. Он в очередной раз показал, что необходимым условием политической перспективы в России является принадлежность к системе.

Принадлежит к системе практически вся сотня ИСЭПИ, за исключением разве что Марии Гайдар и Евгения Ройзмана, но их место – в арьергарде. Первую же десятку возглавляет секретарь Общественной палаты РФ и сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Бречалов. Второй – бизнес-омбудсмен Борис Титов. Третий – депутат-единоросс Андрей Макаров. В десятке также оказались депутаты Ольга Баталина, Сергей Неверов и Павел Крашенинников, писатель Захар Прилепин, глава Республики Крым Сергей Аксенов, крымский прокурор Наталья Поклонская и уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова. Все эти деятели либо порождены системой, либо с разной степенью активности в нее интегрировались и тем самым придали ей дополнительную легитимность.

Система оправилась после кризиса, вызванного протестами 2011–2012 годов. Тогда казалось, что власть уже не будет в одиночку назначать участников политического процесса. Новый, альтернативный центр силы – протестное движение – действительно появился. Но все порожденные им политики сегодня либо лишены возможности избираться, либо имеют призрачные шансы собрать подписи и включиться в борьбу. Все вернулось на круги своя. Если захочет власть, чтобы, к примеру, либеральная повестка дня была представлена в российской политике, то она его и запустит. Не захочет – не запустит.

Между тем протестная повестка дня из политики не ушла. В десятке рейтинга ИСЭПИ она представлена во всем своем богатстве. Коррупция? Пожалуйста, во главе списка Бречалов, который давно пытался привлечь внимание к тратам губернатора Хорошавина. И вот этот губернатор ждет суда, против него возбуждено дело. Проблемы малого и среднего бизнеса? Есть Титов. Права человека? Есть Памфилова. Честный суд, верховенство права? Вот вам Крашенинников, бывший министр юстиции еще при Ельцине. Прозрачность власти? Вот вам единоросс-либерал Макаров, благодаря которому правительство обязали регулярно отчитываться о выполнении антикризисного плана.

Другими словами, власть не игнорирует либеральный электорат. Она признает за ним и интерес, и долю правды, но не радикализм методов. Выйти на площадь раз или другой – это оправданно, это понятно. Однако власть все слышит и улавливает. Зачем в таком случае продолжать протестовать, призывать к смене системы, то есть фактически – к революции, если можно конструктивно работать, подсказывать, улучшать, ничего не разрушая?

Если оппозиция хочет сменить систему, а не встроиться в нее, то ее лидеры попросту стремятся удовлетворить свои политические амбиции. На этих амбициях играют недоброжелатели России, заинтересованные в ее ослаблении, в утверждении режима, лояльного Западу, пляшущему под его дудку. Но российский народ, в том числе и критически настроенный в отношении действующей власти, все прекрасно понимает, поэтому рейтинги оппозиционных политиканов и ставленников Запада – в пределах статистической погрешности. Им никто не верит, их никто не знает, за ними никто не стоит, кроме узкой группы единомышленников, которую можно спокойно игнорировать. Так видит ситуацию власть.

Либерал и критик власти может быть патриотом страны. Но он должен это доказать. Как? Поддержать системных политиков. Действовать через Бречалова, Макарова и Крашенинникова, а не заниматься в Интернете безответственными разоблачениями. Если либерал считает это невозможным для себя, то, следовательно, он не хочет блага для своей страны, а лишь критикует ради критики и льет воду на мельницу врагов России.

Правящая элита и особенно партия власти в нулевые выстраивалась по принципу пылесоса. Она должна была втянуть в себя все общественные группы, все политические программы, все более или менее популярные идеи, размешав их, растворив, разбавив, отделив лишнее и лишних, несогласных. Тем самым создавался общественно-политический консенсус, охарактеризовать который можно предельно просто. Я могу быть левым и даже крайне левым, но я признаю Путина лидером. Я могу быть рыночником и либералом, но я признаю Путина лидером. Согласие с лидерством Путина – достаточное условие для интеграции в систему, в рамках которой можно отстаивать любые взгляды.

Проблема заключалась – и по-прежнему заключается – в том, что элита так и не претерпела трансформации. Она не воспользовалась президентством Дмитрия Медведева и его временно высоким рейтингом, чтобы разделиться на условных левых и условных либералов, которые могли бы сменять друг друга у руля, не уничтожая оппонентов. Да, это была бы реформа сверху. Да, несистемные политики так и оставались бы сброшенными со сцены маргиналами. Но по крайней мере речь шла бы о легитимной и похожей на демократическую системе, где противостояние партий было бы противостоянием программ и моделей развития общества, а не выставкой оттенков левизны, как сейчас.

Для политика иметь перспективу в России означает попасть в список на повышение, на статусный рост. Непосредственный контакт с избирателем, публичные дебаты, индивидуальная харизма – все это вторично, если не третьестепенно. Ты хорошо себя зарекомендовал, значит, тобой могут заменить отыгранные фишки, политиков с накопленным антирейтингом, приевшихся, анахроничных. Вот суть политики в России – борьба за назначения и статусы между условно «своими». В принципе это непубличная политика.

Публичная политика не требует никаких «перспективных» рейтингов. Она функционирует иначе. СМИ свободны и разнообразны. Всех пускают на телевидение. Всех пускают на выборы. Все каждый день спорят. Только так и становится понятно, кто перспективен, а кто нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
645
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
532
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
651
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
472

Другие новости