0
98821
Газета Политика Интернет-версия

25.10.2017 00:01:00

Брюссель и Вашингтон срывают проект «Северный поток – 2»

Тэги: ес, ек, брюссель, вашингтон, северный поток, газ, строительство


ес, ек, брюссель, вашингтон, северный поток, газ, строительство Запуск «Северного потока – 2» отнимет у Незалежной 3% ее ВВП ежегодно, считает посол США в Украине Мари Йованович. Фото Maxym Marusenko/Zuma/ТАСС

Вопреки российским планам газопровод «Северный поток – 2» не заработает в 2019 году, заявляют в Еврокомиссии (ЕК). Вместо него предлагается другой план, который президент Украины Петр Порошенко уже назвал революционным транзитом. Он предполагает перенос пункта сдачи российского газа европейцам с западной границы Незалежной на восточную. Вчера же Еврокомиссия потребовала распространить правила Третьего энергопакета Европейского союза (ЕС) и на СП-2. А в США строительство трубопровода и вовсе считают убийственным для экономики Украины.

Проблемы вокруг строительства газопровода «Северный поток – 2» так и остаются неразрешенными. Напомним, к реализации проекта «Северный поток – 2» стоимостью почти 10 млрд евро «Газпром» и его партнеры намерены приступить в апреле 2018 года. Предполагается, что 1200-километровый газопровод будет проложен через Балтийское море и соединит Россию и Германию, минуя Украину, Польшу и страны Балтии. Мощность газопровода будет в два раза больше, чем у первого «Северного потока», а строительство планируется завершить к концу 2019 года.

При этом Киев выступает против этого проекта, называя его политически мотивированным. О несогласии с проектом СП-2 заявили ранее некоторые страны ЕС, в частности Польша и Литва.

В Еврокомиссии также не слишком поддерживают проект. Теперь же ЕК предлагает распространить правила Третьего энергопакета Евросоюза на трубопроводы, которые идут в ЕС из третьих стран, то есть и на «Северный поток – 2». Об этом, в частности, пишет немецкая Deutsche Welle. Предполагается также, что такое предложение ЕК внесет уже в начале ноября.

Как известно, Третий энергопакет ЕС, в частности, предусматривает, что поставщик газа не вправе владеть магистральными трубопроводами на территории ЕС. Он также требует от владельцев газопроводов предоставлять доступ к транспортным мощностям другим компаниям. Причем что касается СП-2, то внутри самого ЕС нет единого мнения о том, подпадает ли газопровод под нормы энергопакета или нет.

С начала этого года ЕК пытается получить мандат от стран – членов ЕС на переговоры об условиях эксплуатации СП-2, но пока ей это не удается. Германия, которая является основным лоббистом проекта в ЕС, считает, что ЕС не должен вмешиваться в строительство газопровода. Польша, Дания, Литва и Латвия, наоборот, надеются заблокировать проект с помощью Еврокомиссии.

Тем не менее по плану СП-2 должен быть введен в эксплуатацию уже в 2019 году, но в ЕК на это сейчас не рассчитывают, пишут немецкие СМИ.

Что примечательно, в том же 2019 году, когда должен быть введен СП-2, заканчивается и срок действия российско-украинского контракта по транзиту российского газа в Европу. Ранее российский газовый монополист неоднократно заявлял о намерении снизить до 15 млрд куб. м в год или вообще прекратить транзит газа через Украину в ЕС. Россия намерена поставлять газ в Европу через новые СП-2 и «Турецкий поток». В результате строительства газопровода СП-2 потери доходов Украины от транзита газа могут составлять до 3% ВВП ежегодно, считает посол США в Киеве Мари Йованович. Запуск только первой нитки «Турецкого потока» лишит Украину ежегодных доходов в размере 0,5 млрд долл., продолжил вчера глава украинского нефтегазового холдинга «Нафтогаз» Андрей Коболев.

При этом он прямо говорит: «Потеря транзита российского газа «Нафтогазом» и Украиной после 2019 года, когда заканчивается срок действующего контракта о транзите газа, будет иметь критические негативные последствия для всех нас». Сама же Незалежная перестала закупать российский газ еще с ноября 2015 года. В настоящее время голубое топливо страна предпочитает приобретать реверсом у европейских поставщиков.

Транзит же российского газа через территорию Украины осуществляется по действующему контракту между «Нафтогазом» и «Газпромом», согласно условиям которого российская сторона оплачивает транзит своего газа через территорию Украины, затем на западной границе объемы газа переходят в собственность европейских покупателей.

Теперь Киев предлагает «с помощью Евросоюза добиться революционного изменения в организации транзита» газа, идущего из России по украинской территории в страны ЕС. «Срок действия контракта истекает в 2019 году, и к этому времени европейские компании могли бы перенести пункты приема российского топлива непосредственно на границу с РФ. В таком случае в будущем Украина предоставляла бы транзитные услуги уже не РФ, а Евросоюзу», – предложил президент Украины Петр Порошенко. То есть инициатива главы Украины предусматривает, что после 2019 года, когда завершится действие текущего контракта, европейцы могли бы забирать российский газ не на западной границе Украины, как сейчас, а на восточной.

Об этом же в начале этой недели сообщил и вице-премьер Украины Владимир Кистион. Он, в частности, указал на то, что если точка передачи газа для европейских потребителей будет перенесена с западной на восточную границу страны, то Киев готов рассмотреть возможность возврата к прямым закупкам газа у РФ. 

Глава Минэнерго РФ Александр Новак украинское предложение назвал нецелесообразным. «Точка сдачи «Газпромом» газа своим покупателям – это вопрос взаимоотношений не с Украиной, а с нашими европейскими клиентами по долгосрочным контрактам», – замечал официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Что примечательно, на Западе предложение украинцев также встретили настороженно. Так, зампредседателя ЕК по вопросам энергосоюза Марош Шефчович заявлял, что говорить о возможной закупке голубого топлива ЕС на восточной границе Украины преждевременно.

Передача функций контроля за транзитом на восточной границе создаст инструмент давления Незалежной на ЕС, и в Брюсселе это понимают, считают эксперты и называют предложение Порошенко нежизнеспособным. «Для РФ предложение Украины неинтересно. При его реализации «Газпром» будет терять часть маржи, а часть его доходов будет уходить посредническим компаниям», – замечает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров.

Кроме того, решение передачи украинской газотранспортной системы (ГТС) в ведение ЕС и перевод ее работы в плоскость Третьего энергопакета вызовут несколько затруднительных моментов, продолжает управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин. «Потребуется перезаключение договоров европейских компаний с «Газпромом». А отделение ГТС от «Нафтогаза», разделение ее на ряд компаний и внедрение в украинский энергорынок новых управляющих органов от ЕС для контроля работы транзитера вызовут необходимость инвестировать в украинскую ГТС», – указывает он. Однако если Европа вложится в модернизацию украинской ГТС, то для поддержания ее жизнеспособности необходимо будет прокачивать куда большие объемы, чем планировал «Газпром». «Такой расклад действительно может негативно сказаться на реализации СП-2», – не исключает Базыкин.

По мнению же Валерия Нестерова, предложение украинцев мало влияет на перспективы СП-2. «Необходимо разделять позиции части европейских политических кругов и позиции деловых кругов ЕС, участвующие в проекте», – подчеркивает он.

Желания Украины и желания ЕС это несколько разные вещи. ЕС учитывает общие интересы, и голос Украины это только один из многих голосов, который отнюдь не является доминирующим, продолжает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Скорее всего курс на строительство СП-2 будет продолжен, но ЕС также вложится и в модернизацию и утилизацию частей украинской ГТС для обеспечения надежности транзита», – полагает он. В любом случае у Украины нет на это средств. «СП-2 – это современное технологическое решение, в которое вложены большие деньги крупными международными игроками, чего нельзя сказать об украинской ГТС: ее состояние до сих пор является предметом споров. По-хорошему нужно проводить независимый технический аудит и оценивать ее пропускные мощности на ближайшие годы, а это опять же под силу только ЕС», – считает Андриевский.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1610
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
1328
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
2508
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2943

Другие новости