0
3745
Газета Политика Печатная версия

02.12.2018 20:35:00

Алексей Чеснаков: Народный фронт становится более открытым для общества

По итогам съезда ОНФ в его руководстве представлен широкий спектр молодых и энергичных кадров

Тэги: онф, съезд, алексей чеснаков, интервью

Полная On-Line версия

онф, съезд, алексей чеснаков, интервью Фото с официального сайта Общероссийского Народного Фронта /onf.ru

На съезде Общероссийского народного фронта (ОНФ) были обновлены состав центрального штаба движения и его сопредседателей. Президент Владимир Путин рекомендовал новому руководству работать как минимум не хуже старого, поручив ОНФ осуществлять контроль над исполнением своего стратегического майского указа. В интервью корреспонденту «НГ» Екатерине ТРИФОНОВОЙ экс-замначальника управления внутренней политики президента РФ, директор Центра политической конъюнктуры Алексей ЧЕСНАКОВ рассказал о значении происходящих в ОНФ изменений и его политических перспективах.

Алексей Александрович, какими задачи решались на форуме ОНФ и каков их политический смысл?

– ОНФ задумывался и реализовывается как один из ключевых элементов инфраструктуры поддержки Владимира Путина. Он включает в себя значительное количество общественных организаций и персоналий, олицетворяющих политический курс власти и страны в целом. Фронт оказывает поддержку приоритетным направлениям работы власти, дополняет представительские механизмы и агрегирует интересы части непартийных политических игроков. Исходя из этого и следует рассматривать итоги прошедшего мероприятия. Нужно адаптировать перечисленные выше цели под задачи нового президентского срока Путина. До 2024 года и, конечно, на еще более отдаленную перспективу – с прицелом на период последующего транзита власти.

Какое место ОНФ занимает в политической системе страны? Какие перспективы у этой структуры, которая за время после ее создания уже претерпевала изменения своего формата?

– ОНФ некоторое время находился в смысловом кризисе. После первых для организации президентских выборов в 2012-м потребность в ней снизилась. Курирующий на тот момент внутреннюю политику Вячеслав Володин не смог найти повестки, достойной названию Фронта. Было много полезных и правильных, но слишком мелких дел. Появились даже сомнения, что Фронт доживет до следующих президентских выборов.

Новый куратор – Сергей Кириенко – не стал рубить сплеча и искусственно создавать что-то совершенно новое. Да и время было неудобное – фактически в тот момент уже началась подготовка к выборам 2018-го. Президенту, давно находящемуся у власти, не нужны радикальные изменения в политической инфраструктуре – может сложиться впечатление о суетливости в процессе принятия решений, о ненадежности выбранного формата. Сейчас, наконец, пришло время для перезагрузки.

Изменения, произошедшие на съезде, должны продемонстрировать расклад сил и приоритеты на новый президентский срок, дать новый импульс для развития организации. Естественно, поскольку политическая жизнь имеет свою динамику, то сказать, каким будет результат перемен во Фронте, сейчас сложно. Многое зависит от того, как новые сопредседатели и в целом новое руководство ОНФ будут работать в усложняющихся условиях. Путин их всегда патронировал и сейчас показал, что будет и дальше оказывать поддержку. Но нужно исходить из того, что фронтовики и сами должны приносить президенту политические и социальные дивиденды. А не ждать, что Путин обязан будет что-то делать для них. Все это, кстати, касается и партии власти, которая собирается на свой съезд через неделю.

А о какой пользе от ОНФ для президента можно говорить сегодня?

– Та же «Единая Россия» выполняет функцию партийного авангарда нынешней власти и лично президента, а ОНФ – функцию общественной поддержки Путина. Без такой разносторонней поддержки власти будет сложно не только реализовывать стратегические цели, но даже решать элементарные вопросы. Так что какой-то альтернативы этим форматам не видно. Но новый срок – это еще и новый стиль. Поэтому во Фронте появились новые лица, добавилось значительное количество активных и неравнодушных общественников, проявивших себя за последнее время. Большое внимание уделено благотворительным, образовательным, кадровым проектам. Теперь интересно будет посмотреть, как новое руководство Фронта будет реализовывать заявленные на этом съезде инициативы.

Продолжительное время были разговоры о том, что ОНФ станет политической партией, которая если не заменит ЕР, то станет ее конкурентом. Этого не произошло и в ОНФ все время подчеркивают, что они – это социальная структура, не имеющая отношения к политике.

– Это довольно смелая, но не очень точная трактовка. В наше время любая социальная, хотя лучше было бы все же сказать – общественная, структура имеет политическое влияние и может при определенных условиях стать политической. Границы между общественными и политическими проектами порой довольно условны. Политика – это не только борьба за места в парламенте. Сегодня это еще и медиа, и культура, и образование, и та же благотворительность, и еще много чего. Фронт действительно не является инструментом непосредственной борьбы за власть, но является инструментом общественной поддержки действующего президента в этой постоянной борьбе.

Что касается партийного будущего ОНФ или конкуренции с партией власти, то эти разговоры возникают из-за особых исторических условий возникновения Фронта. В свое время было очень точно сказано, что «в этой идее (создания ОНФ) нет ничего, что можно было бы считать неправильным». Фронт – не партия. Это широкое общественное движение, необходимое для объединения и демонстрации всего спектра сил, поддерживающих президента. Спектра довольно широкого – поддержка Путина очень высока.

Идея создания ОНФ была хорошо воспринята, но, к сожалению, реализована не в очень удачное время – за полгода до парламентских выборов 2011-го. Возникло наложение этой инициативы на борьбу за результат ЕР. Противники единороссов активно пытались представить дело таким образом, что партия власти обречена, что Путин превратит ОНФ в свой партийный проект. На насколько месяцев, когда было особенно важно действовать, элиты застыли в ожидании. Несмотря на опровержения, у части элит сложилось впечатление, что ЕР зашаталась. В итоге искусственная конкуренция между Фронтом и партией, к сожалению, сыграла негативную роль. Позитивных прибавок ни рейтингу ЕР, ни рейтингу Путину тогда Фронт не принес. Это стало одной из причин не очень удачных результатов ЕР на выборах 2011-го.

И потом время от времени в повестку вновь вбрасывались идеи, что Фронт придет на смену партии власти. Инициаторам этих слухов очень хотелось ослабить ЕР и Путина. Но власть уже сделала выводы: на самом деле, ЕР и Фронт логично дополняют друг друга, а там, где можно увидеть соперничество между ними, – это, скорее, здоровая конкуренция двух родственных пропрезидентских сил, а не попытки заменить одной другую.

На что направлены кадровые изменения в ОНФ? В чем их политический смысл?

– При создании ОНФ в его руководство попала часть актива ЕР и тех очень достойных и порядочных политиков и общественников, которых можно было бы назвать «старой гвардией». Многие из них пришли в политику еще до появления Путина во главе страны. У некоторых из них был очень консервативный бэкграунд. Это в какой-то мере соответствовало задачам сохранения стабильности, но потом начало противоречить задачам развития. Сейчас по итогам съезда в руководстве Фронта оказался представлен более широкий спектр молодых и энергичных кадров. Появились люди со значительным современным социальным капиталом.

Например, Елена Шмелева делает очень большой и глубокий образовательный проект, результаты которого будут долгие годы работать на страну. Алексей Комиссаров в последние два года фактически формирует стратегический кадровый резерв. Мы же хорошо понимаем, что для страны значат реальная горизонтальная и вертикальная мобильности профессионалов. Елена Цунаева олицетворяет новый тренд – востребованность в обществе волонтерских организаций и инициатив. Общество становится все более активным, неравнодушные люди хотят добиваться результата. И так далее. Есть, конечно, и «патриархи», например, Леонид Рошаль, но без таких крупных фигур общественные организации у нас не формируются.

То есть очевиден крен баланса в сторону тех, кто хочет, а главное, будет работать, а не заседать в штабах. Прежнее руководство ОНФ порой олицетворяло собой то, от чего и уходили в путинскую эпоху. Нынешний ОНФ несет меньше консерватизма и более открыт для общества. Прежние сопредседатели координировали «фронт обороны», говорили, как жить нельзя. Новые – выглядят как «фронт атаки», способные рассказать людям о том, как жить можно.

Какие выводы следуют из выступления Владимира Путина на съезде ОНФ? Можно ли, допустим, говорить, что ОНФ становится главным контролером майского указа президента?

– Путин прекрасно понимает необходимость активизации общественной инициативы, потому что дальнейшее развитие страны без инициативных и неравнодушных людей невозможно. Важным посылом является не желание решать лишь свои собственные политические задачи, которые безусловно есть, а желание привлекать как можно больше людей к решению проблем страны, невзирая на их политические убеждения. Чиновники занимаются перераспределением. Общественники и бизнесмены создают новое.

Что касается контроля. Исполнителем майского указа является правительство. Политическим контролером – «Единая Россия». Общественным – ОНФ. Так что все довольно логично. Какой формат в конце концов приобретет этот контроль? Увидим это через год. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сохраняя культурный код

Сохраняя культурный код

Наталия Набатчикова

В конференции Российского союза профессиональных литераторов приняли участие более 80 человек

0
193
Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
1596
Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Однако ни Тегеран, ни Тель-Авив, ни Вашингтон не готовы сегодня к длительному прямому военному противостоянию

0
1576
Европейским крайне правым указали на дверь

Европейским крайне правым указали на дверь

Геннадий Петров

Бельгийская полиция разогнала конференцию Орбана и его единомышленников

0
1413

Другие новости