0
3897
Газета Политика Печатная версия

30.11.2022 19:46:00

Кремль определяется с оттенками интеграции новых регионов

Во всех четырех субъектах России не будет суда присяжных до 1 января

Тэги: сво, новые регионы, интеграция, законопроект, судебная интеграция, ук, упк, правосудие, суды, присяжные

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

сво, новые регионы, интеграция, законопроект, судебная интеграция, ук, упк, правосудие, суды, присяжные Андрей Клишас и Павел Крашенинников с 2020 года стали заместителями главного юриста РФ – президента страны. Фото с сайта www.izak.ru

В Госдуму внесен законопроект о применении положений Уголовного (УК) и Уголовно-процессуального (УПК) кодексов в новых субъектах РФ. Судебная и правоохранительная интеграции не будут быстрыми. Например, суды присяжных появятся лишь с 2027 года. При этом зафиксировано, что у интеграции появляются оттенки. Скажем, в республиках Донбасса открытые до 30 сентября уголовные дела продолжаются, а в регионах Северной Таврии вводится предварительная оценка материалов прокуратурой. Таким образом, подтверждается явное разделение приобретенных территорий на две категории. К примеру, есть вопрос, для кого более актуален механизм освобождения пророссийских активистов от наказаний за преступления против Украины – для Запорожья и Херсона или для Донецка и Луганска.

Законопроект подписан председателями комитетов Совета Федерации и Госдумы по государственному строительству и конституционному законодательству Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым. И это можно считать молниеносной реакцией на поручение президента о скорейшем появлении российского суда в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Однако если структурно суды там и появятся достаточно скоро, то полной чистоты правосудия без каких-либо украинских примесей, понятное дело, быстро добиться не удастся. Документ в принципе и поясняет, по каким причинам, устанавливая правила переходного периода и указывая на его нюансы.

29 ноября, выступая на X Всероссийском съезде судей, президент РФ Владимир Путин напомнил о результатах референдумов в Донбассе и Северной Таврии и поставил такую задачу: «На этих территориях предполагается создание федеральных судов. Верховному суду совместно с другими органами судейского сообщества предстоит большая работа по формированию новых составов судов, их скорейшей интеграции в российскую судебную систему». Он подчеркнул, что предстоит не только подбор всех судейских кадров, но и меры по материально-техническому обеспечению деятельности судов. «И сделать это нужно в максимально сжатые сроки, чтобы гражданам, проживающим на этих территориях, было гарантировано конституционное право на судебную защиту», – заявил Путин.

Из проекта Клишаса–Крашенинникова выходит, что пока право на такую защиту не будет полным. Речь идет о статье 7 документа, в которой до 01.01.27 откладываются положения УПК, регулирующие действие судов присяжных как в региональных, так и в районных судах. С одной стороны, это метод, опробованный в Крыму. В состав РФ тот вошел в марте 2014-го, а коллегии заседателей были сформированы на полуострове только в конце 2017-го, чтобы в течение 2018-го присяжные появились на всех уровнях судов. Но для четырех новых регионов отсрочка выходит еще большей. И если понятно, что кроме технической подготовки к введению данного института необходимо довести до нужного состояния общественные настроения, а их даже в РФ власть пока не очень хорошо контролирует, то не ясно, почему к формированию судов присяжных для той или иной территории не применен отдельный подход?

А в законопроекте именно такой подход устанавливается по различным аспектам правоприменения. Как заявлено в пояснительной записке, «во избежание правовой неурегулированности в данной сфере положения проекта федерального закона предлагается распространить на правоотношения, связанные с деяниями, совершенными на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области до 30 сентября 2022 года». Однако Донецк и Луганск будут интегрироваться в РФ на более высокой скорости, чем Запорожье и Херсон. Например, в отношении первых двух вводится такой порядок: «Производство предварительного расследования преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве органов предварительного расследования ДНР и ЛНР до 30.09.2022, продолжается в соответствии с требованиями УПК РФ».

В остальных двух регионах правила правосудия окажутся не такими определенными: «Материалы, по которым досудебное расследование деяний, содержащих признаки преступлений, на 30.09.2022 не было завершено (независимо от гражданства лица, подозреваемого в совершении преступления), передаются прокурору для определения вида уголовного преследования и подследственности в соответствии с УПК РФ». И только потом, а не сразу – как в ДНР и ЛНР, оценкой доказательств, имеющихся в дореферендумных делах, займутся следователи. Различаться будут и порядки исчисления различных процессуальных сроков, процедуры прекращения дел и пр. Понятно, что четко указано, что не может быть поворота к худшему, то есть пересмотра сроков заключения или назначения их в большую сторону, чем предполагалось украинским законодательством.

Законопроектом вводится любопытная процедура, которая в случае крымской интеграции в РФ то ли не вводилась, то ли не стала актуальной. Имеется в виду необходимость разбирательства по поводу жителей новых регионов, которых украинские органы и суды преследовали за преступления как бы в интересах РФ. Пояснительная записка декларирует: «Вводится положение, согласно которому не будет признаваться преступным и наказуемым деяние, совершенное на территории нового субъекта РФ до 30.09.2022, если оно было направлено на защиту интересов РФ или этих субъектов». В законопроекте этому посвящена статья 9. Осужденный или обвиняемый либо его защитник смогут обратиться в суд с ходатайством об отмене прежних решений. Они должны представить подтверждающие материалы, но не уточняется, какие точно, а суд их оценит, хотя не говорится, как это будет реализовано практически.

Понятно, что вряд ли в тюрьмах и СИЗО на новых территориях остались пророссийские активисты, их скорее всего украинские власти давно оттуда вывезли или того хуже. Так что, очевидно, речь идет о возможности немалого числа людей снять с себя клеймо судимости. Однако для ДНР этот механизм пока неактуален – половина республики РФ не контролируется, а для ЛНР это рабочая норма. А по поводу Запорожья и Херсонщины есть большой вопрос – так ли уже необходимы там в нынешних условиях эти реабилитационные механизмы? 


Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
409
Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Иван Родин

Депутаты принимают "пустые" законопроекты, чтобы потом наполнить их любыми нормами

0
520
Бербок видит в Москве принципиального противника

Бербок видит в Москве принципиального противника

Олег Никифоров

Глава германского МИД опасается вторжения России в Евросоюз

0
526
Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
567

Другие новости