Название всероссийского мотофестиваля «Соколы» должно было прямо указать на ЛДПР. Фото со страницы ЛДПР в «ВКонтакте»
Хотя по всем соцопросам среди думской оппозиции доминирует ЛДПР, в политическом телеэфире второе место после «Единой России» по-прежнему занимает КПРФ. Подобная картинка наблюдалась и в июле, то есть третий месяц подряд. Исследование новостных и аналитических передач пяти федеральных каналов не содержит данных о характере сообщений о той или иной партии. Возможно, этим и объясняется разрыв между медиалогией и социологией. И по числу положительных упоминаний ЛДПР идет впереди КПРФ. Не исключено, что партия Леонида Слуцкого не может обогнать в эфире партию Геннадия Зюганова. Всего лишь потому, что такой задачи пока нет, борьба за уровни партийной пирамиды запланирована на 2026 год.
Центр исследования политической культуры России (ЦИПКР) – аналитическая структура ЦК КПРФ, представил очередной медиарейтинг партий. И в июле коммунистам удалось сдержать ЛДПР на третьем месте в эфире пяти федеральных телеканалов. Уже три месяца подряд второе место занимает сама КПРФ, при этом сильно уступая ЕР, но с большим отрывом опережая остальные парламентские оппозиционные партии.
Согласно данным медиалогии, общий хронометраж партийного телеэфира пяти каналов в июле составил 2 часа 15 минут 11 секунд. Традиционно впереди всех ЕР с 46% всего времени, у КПРФ – 27%, у ЛДПР – 12%. «Новым людям» было предоставлено 9%, а «Справедливой России – за правду» (СРЗП) всего 6% эфирного времени. В «синхроне», то есть при показе прямой речи партийцев, данная картина сохраняется. При этом, если сравнивать с июнем, политэфир вырос в два раза, отчего доля той же ЕР и снизилась сразу на 12%. Напомним, что в мае этого года впервые за всю историю наблюдений на федеральном ТВ доминировала КПРФ (см. «НГ» от 12.05.25).
Однако в то же время по результатам всех соцопросов вторым по величине электоральным рейтингом давно обладает именно ЛДПР. Скажем, фонд «Общественное мнение» приводит такие данные на начало августа: у ЛДПР 10%, а у КПРФ только 8%.
Согласно опросу ВЦИОМ, ЛДПР обладает поддержкой 10,3% потенциальных избирателей, КПРФ – 9,5%. Поэтому не совсем понятно, по каким причинам это до сих пор не отразилось и на телеэфире, хотя тот, как и соцопросы, жестко регулируется и контролируется.
Возможно, ответ находится в том, какие события в жизни партий освещало ТВ. Например, КПРФ в июле чаще всего упоминалась в связи со своим XIX съездом (37%), обсуждением международной обстановки в аналитических передачах (20%) и отправкой гуманитарных конвоев в зону СВО (10%). Коммунисты также попали в передачи, которые рассказывали о назначении нового министра транспорта, завершении сессии Госдумы, молодежном форуме «Территория смыслов». Однако были и сюжеты о члене партии, которого осудили на 4,5 года за автоаварию. А вот персональный сюжет по ЛДПР и самому Слуцкому был сугубо положительным. Речь идет о мотофестивале «Соколы», куда приехали представители 50 клубов со всей страны.
![]() |
КПРФ на Всероссийском молодежном форуме сработала только на свою аудиторию. Фото с сайта www.kprf.ru |
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что индекс цитируемости не имеет прямого отношения к рейтингу партий: «Количество информповодов не всегда переходит в качество. Важны такие факторы, как создание месседжей, которые отвечают запросам целевой аудитории и охватывают ее, а также время выхода партии в ТВ-эфир. Есть прайм-тайм, а есть офпрайм, когда большинство зрителей не смотрит телевизор. В конце концов иногда бывает и так, что один конкретный информационный сюжет про конкретную партию или политика политически стоит больше, чем тысяча других». Калачев отметил, что в администрации президента смотрят не столько на индексы цитируемости партий, сколько на индекс эффективности, на качество информповодов и социологические рейтинги. При этом по поводу ЛДПР важны два момента. Во-первых, у нее в медийном ресурсе есть «человек-глыба, пророк и матерый человечище – Жириновский и память о нем». Во-вторых, судя по сюжету о мотофестивале, ТВ взялось за медийное позиционирование Слуцкого, который, с одной стороны, должен понравиться женщинам, чтобы расширить электоральную базу ЛДПР, а с другой – еще раз показать мужчинам, что он «брутальный свой парень». У КПРФ же телесюжеты так или иначе либо исторические, либо проходные вроде очередного визита лидера еще в один регионы или выход на какое-то мероприятие. Как подчеркнул Калачев, «один сюжет, обращенный в будущее, перекрывает десяток сюжетов о прошлом».
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков пояснил «НГ», что на ТВ существует три типа политических сюжетов. Первый – это «новостная братская могила», когда упоминаются все или многие партии. Таких сюжетов большинство – например, сессия Госдумы, «Территория смыслов», гумпомощь и поддержка участников СВО. Второй тип сюжетов – это те, в которых раскрывается программное позиционирование партий, к примеру, через внесение явно популярного у избирателей законопроекта. Такие сюжеты, правда, как правило, отдают только партии власти, заметил Гращенков. А третий тип ТВ-сюжетов связан с крупными партийными событиями вроде съезда или интервью с лидером. И здесь КПРФ имеет больше преимуществ, чем ЛДПР, поскольку и круг спикеров у нее пошире, и информповоды она генерирует качественнее. «Но помимо интересов партий есть еще интересы телеканала, не каждый повод годится для сюжета. У ЛДПР не всегда получается заинтересовать медиа. Мы видим, что и «Новых людей» не слишком часто показывают, их инициативы нередко считают негодными для ТВ», – напомнил он.
И, конечно, сюжеты также следует разделять на негатив и позитив: «Например, когда несколько лет назад ТВ долгое время упоминало Рашкина, КПРФ явно не была рада. Равно как и ЛДПР, когда в телеэфире обсуждали, как и на чем Жириновский закончил свой земной путь. Это вроде бы сюжеты про партии, но они били по ним самим. То есть упоминаемость вроде бы и повышается, но, по мнению партий, лучше бы такого упоминания было поменьше», – подчеркнул Гращенков. Он напомнил, что для партий важно три типа сюжетов: интервью лидера, популярные инициативы, громкие партийные события типа съездов. Хотя ЛДПР явно помогают сверху, видимо, в администрации президента боятся «перекормить» аудиторию еще до выборов в Госдуму, которые только через год. Кроме того, если постоянно напоминать, скажем, о законодательных инициативах ЛДПР, то можно высветить их полную нереализуемость, то есть чистый популизм.