0
2621
Газета Печатное дело Интернет-версия

01.02.2012 00:00:00

Неестественная монополия на мораль

Илья Никифоров

Об авторе: Илья Абрамович Никифоров - историк, публицист.

Тэги: нравственность, религия


нравственность, религия

Возможна ли нравственность, независимая от религии? – М., Канон-плюс, 2012. – 408 с.

В 2010 году под эгидой Института философии РАН (ИФ РАН) и международного фонда «Знание» был проведен конкурс философских сочинений на тему «Возможна ли нравственность, независимая от религии?», приуроченный к 100-летию кончины Льва Толстого, в 1893 году написавшего трактат «Религия и нравственность». Главные принципы конкурса – отсутствие идеологической заданности, открытость и анонимность. Участником интеллектуального турнира мог стать каждый желающий независимо от положения в академической табели о рангах. Это уже не первая такого рода инициатива ИФ РАН, возрождающая традиции знаменитых французских конкурсов XVIII века, благодаря которым снискали славу такие литераторы и мыслители, как Жан-Жак Руссо. Для многих талантливых людей подобные акции – прекрасный шанс впервые высказаться во всеуслышание.

Свыше 200 присланных на конкурс работ доступны на сайте ИФ РАН, а в книгу вошли два десятка лучших, отобранных жюри под председательством крупнейшего российского специалиста по этике академика РАН Абдусалама Гусейнова. Таким образом, сборник – лишь вершина внушительного айсберга текстов, демонстрирующих палитру возможных подходов к решению поставленного организаторами вопроса. Статьи сгруппированы в соответствии с выводами, к которым приходят авторы, и благодаря этому книга воспринимается как оформленный диалог идей, а не просто разрозненная мозаика.

Поскольку ничего само собой разумеющегося в жизни нет, философскую работу принято начинать с уяснения терминов. Жаль, что лишь некоторые конкурсанты дали себе труд провести эту процедуру по отношению к понятиям нравственности и религии, ведь они тоже далеко не самоочевидны. Так, человек может быть морален, но безнравственен, и наоборот. А «вне морали» еще не означает аморальности. К примеру, европейцы при посещении «дикарей» считали их аморальными уже из-за игнорирования права собственности, приравнивая это к воровству. При этом сами могли спокойно грабить туземцев и захватывать новые земли, благо юридически они никому не принадлежали...

В сознании большинства современных россиян религия ассоциируется с христианством, а последнее – с православием. Во власти этого стереотипа вольно или невольно оказались и авторы многих статей, особенно занимающие прорелигиозную позицию. Но исторические формы религии многообразны, как и ее взаимоотношения с нравственностью. И если в архаичных культурах монополией на мораль обладали жрецы и пророки, то уже в античной Греции появляются этические учения за пределами религии. Поэтому трудно не согласиться с автором статьи «Путь к духовной свободе» Анатолием Черняевым, что «редуцированное понятие «религии вообще» существенно обедняет реальность и не дает материала для предметного анализа». Предметным разговор становится лишь при обращении к конкретной практике тех или иных религиозных институтов, например – современных, как наиболее удобных для анализа.

Приятно отметить, что личное отношение авторов к религии по большей части не привело к идеологической ангажированности их работ, которые во многом содержательно дополняют друг друга. Свежие интересные мысли можно найти и у верующих, и у неверующих, равно как и у верующих «в душе». Хочется отметить в связи с этим статьи Бориса Дынина «Приключения нравственности» и Людмилы Крыштоп «Нравственность с верой, но без религии».

Вопрос, ставший темой конкурса, – не только философский. Сегодня от ответа на него зависят многие решения, касающиеся места религии в обществе, в системе воспитания, образования и т.п. Иными словами, может ли религия претендовать на роль исключительной и привилегированной моральной инстанции? Если искать ответ на этот вопрос в сборнике конкурсных работ, то уже сам диапазон точек зрения, их «полифоничность» убедительно свидетельствует, что ныне в сфере морали не может быть монополии: нравственное сознание современного человека формируется благодаря разнообразным факторам, в числе которых религия – заметный, но не единственный и не главный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1459
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1041
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1254
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
804

Другие новости