0
4364
Газета Печатное дело Интернет-версия

18.12.2013 00:01:00

Русь в меду

Лев Перчин

Об авторе: Лев Николаевич Перчин – журналист.

Тэги: водолазкин, православие


водолазкин, православие

Водолазкин Е.Г. Лавр.
– М.:АСТ, 2013. - С. 440.

Книжные магазины переполнены душеполезным ширпотребом. «Несвятые святые», «Невечерний свет» (не путать с Сергием Булгаковым), «Дальний приход», «Остров любви», разнообразные рассказы о чудаках-монахах и чудесных исцелениях заняли свое место на полках между биографиями тиранов и сборниками по народной медицине.
Казалось бы, зачем ко всему этому валу писчебумажной духовности еще и серьезная литература от образованных, умных и интеллигентных людей? Нет, интеллигентные авторы тоже желают добавить свою ложечку в эту бочку клерикального меда. Другие интеллигентные и образованные люди эти книги отмечают премиями. Так, недавно премию «Большая книга» получил роман «Лавр» Евгения Водолазкина, специалиста по древнерусской литературе. Читателям «НГР» Водолазкин знаком также по его полемике с академиком Виталием Гинзбургом, опубликованной в нашей газете в 2008 году.
На то он и образованный и интеллигентный автор, чтобы отличаться от производителей ширпотреба. Поэтому книга Евгения Водолазкина отличается от сусальных рассказиков о чудаковатых батюшках попыткой расширить контекст за счет своей учености и самоиронии в постмодернистском духе, которая должна сглаживать назидательность.
Правда, ни сусальности, ни несколько фальшивой поучительности избежать не удалось. Да и как иначе, если в XXI веке героем книги делаешь средневекового целителя, избавляющего от недугов наложением рук? Непонятно, сколько здесь от конъюнктуры, а сколько от желания написать исконно русского «Алхимика» или «Баудолино». Мало кто из критиков романа Водолазкина не заметил сходства с эстетикой Паоло Коэльо и Умберто Эко. Не будем задерживаться на упоминании слащавых притч бразильца, но что касается итальянского профессора, то он виртуозно вплетает в авантюрный сюжет плоды своей учености и, создавая интеллектуальную прозу на основе средневековых мифов и заблуждений, ни на минуту не позволяет усомниться в их художественной условности. Водолазкин же, кажется, сам верит в то, что пишет, немного больше, чем следовало бы.
Полки книжных магазинов заполнены «духовным» ширпотребом.	Фото автора
Полки книжных магазинов заполнены «духовным» ширпотребом.    Фото автора

Видимо, автор и впрямь убежден, что своим текстом «возвращает» читателя на «короткую дорогу» к Богу. По его мнению, эта дорога в Древней Руси была короче. Не помогает даже ирония, в том числе выраженная смешением разновременной лексики. После церковнославянских и древнерусских вкраплений встречаешь выражения вроде такого – «Да не парься ты, ё-моё». Хочется пожать плечами. Ну и что? В иронию не верится, потому что автор слишком старательно старается вызвать у читателя эмоциональный отклик повествованием о странном герое, о его примечательном юродстве и несколько неправдоподобных мытарствах.
Однако вместо эмоций вызывает мысли об усталости от идеологии, которую сегодня нам внушают в том числе художественным словом – этой идеологии с крестами, малиновым перезвоном и расшибанием лбов. А высшее достижение человеческой жизни – схима и отшельничество в лесной берлоге. Специалисту по древнерусской литературе, конечно, виднее, но из романа складывается впечатление, что люди на Руси только и делали, что молились, прикладывались к мощам и причащались. Мой опыт чтения древнерусских текстов несколько иной. К тому же всегда надо отделять книжность от народной языковой стихии.
Впрочем, сам Евгений Водолазкин говорит, что его роман неисторический. Тогда о чем этот роман? Если он о смысле жизни – неглубоко и ходульно, если о древнерусской культуре – слишком поверхностно и одномерно, если о страстях – слишком книжно и не трогает. Впрочем, в этой рецензии не ставится задача оценивать художественные достоинства романа Водолазкина. Для этого есть другие форматы. Здесь только констатируется, что отныне одним штыком в церковном агитпропе стало больше. Тем более печально, что к этому штыку приравняли действительно талантливое перо.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
1398
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
988
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1617
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
1136

Другие новости