|
|
Мировые религии и культы: главные святыни. От паломничества до религиозного туризма/ Кэтрин Херлок (пер. с англ. Е.О. Обатурова). М.: Издательство АЗБУКА, 2025. – 352 с. |
Свое введение автор начинает довольно оригинально – с истории о короле Англии Генрихе II, решившем совершить короткое паломничество в 1171 году на пути в Ирландию. Херлок объясняет, какие именно политические, а также сугубо религиозные причины были у этого путешествия короля.
Рассуждая далее о мотивах пилигримов в древности и в современном мире, Кэтрин Херлок пишет, что «на сегодняшний день паломничества в первую очередь являются возможностью поразмышлять о вере и благополучии или поспособствовать их обретению, но у многих в древности сочетание духовного и земного было очень крепким, почти неразделимым». Действительно, очень важное замечание. Как и другое: «Пока медицина не стала доступна широким слоям населения, что бы делали тысячи паломников, искавших исцеления в святилищах, у святых источников и религиозных мест по всему миру? Куда бы они обратились в тяжелые времена?»
Интересны и ее соображения относительно исторической эволюции феномена паломничества. Некоторые священные места вроде гор Китая или священных рек почитаются тысячи лет. Другие места появляются и исчезают по политическим причинам, из-за религиозной конъюнктуры или экономической ситуации. Святыни и захоронения также уничтожаются природными стихиями и катаклизмами.
Возникают и новые объекты паломничества, связанные с новыми религиями. Вот пример. Хотя в доктрине Церкви Иисуса Христа святых последних дней паломничества как такового не может быть по определению, «но именно оно служит причиной появления новых сторонников этой веры». «Все больше верующих привлекают места, связанные с основателем мормонизма Джозефом Смитом: например, храм, где у него было первое видение, или локации, где он с последователями останавливался во время своего трехмесячного похода по штату Юта», – уточняет автор. То есть можно воочию наблюдать, как новая религия «реставрационистского» происхождения по мере своего существования с неизбежностью приобретает черты религий традиционных – в частности, сакрализации личности, жизни и деятельности основоположника доктрины.
Кэтрин Херлок приводит примеры секуляризации феномена религиозного туризма, такие как именование «паломничеством» маршей протеста против безработицы, отпуск в домах знаменитостей вроде Элвиса Пресли, поезда памяти и траура на фронты Первой мировой войны или в японские лагеря для интернированных Второй мировой. «Всегда существовала спорная связь между паломничеством и туризмом, которая выдвигается на первый план, когда термин «паломничество» ассоциируется с побегом от стресса современной жизни, временем, проведенным на природе, или возможностью побыть вместе с семьей», – пишет она.
Сакральное путешествие автора проходит в 19 этапов по всему земному шару начиная от Китая и Индии, через дельфийский храм и средиземноморские центры авраамических религий – Иерусалим, Мекку, Рим и Стамбул. Кэтрин Херлок заглянет и в Шотландию, и в Ирак, и в Мексику, и в Анголу, а закончит свой вояж в Новой Зеландии, Аргентине, Японии и на севере Испании.
Рассуждая о мотивах выбора тех или иных локаций, автор сетует: даже наметив сотню мест паломничества в одной стране, «все равно я бы мучилась из-за тех мест, которые пришлось пропустить». А для этой книги она определила географические точки, «опираясь на то, что они расскажут о роли паломничества в мировой истории: как они могут создавать или разрушать политические режимы, побуждать миллионы людей молиться об исцелении, создавать или объединять общины, вдохновлять строительство глобальной инфраструктуры или воплощать идентичность народа».
Однако перечень описанных ею святых мест вызывает вопросы. Если индуизм, то почему для Херлок это протянувшаяся по всему Индостану река Ганга (а не Ганг, как дается этот гидроним в переводе)? Священных рек в Индии и помимо матери-Ганги множество, не говоря уже о конкретных географических локациях – храмовых комплексах и священных городах типа Варанаси (его она все же упоминает), Двараки, Джаганнатха Пури и многих других?
Автор рассказала о японском острове Сикоку, где совершаются паломничества в честь легендарного буддистского монаха Кукая – а как же распространившийся не меньше, если не больше, чем японский, по всему миру тибетский буддизм? Про Рим и Стамбул написать важно, но как же священные места восточного христианства – православия? Хотя бы те же Соловки? Наконец, всемирно известен Стоунхендж, издревле почитавшийся друидами, а теперь одинистами, асатруа, викканами и неоспиритуалистами всех мастей… Об этом тоже нет в книге.

