В ближайшие дни комитет по молодежной политике и взаимодействию с молодежными организациями Петербурга планирует выпустить 3 тыс. пластиковых «Доброкарт». Они призваны стимулировать интерес молодежи к добровольчеству. На карты будут начисляться «доброчасы» – так будет учтено время, затраченное на полезные дела. Это лишь часть программы по волонтерству, разработанной в Смольном.
На реализацию программы будут выделять по 7 млн. руб. в год. Ее цель, как заявляют разработчики, – вывод из тени волонтерских движений города, а также методическая, информационная и организационная помощь им. Программа разработана в соответствии с новым федеральным законом о волонтерстве. Петербургские чиновники постарались привнести в дело некий креатив, который, однако, не вполне понятен самим волонтерам.
В Петербурге постоянно возникают различные волонтерские группы, как «долгосрочные», так и временные, создающиеся стихийно в связи с теми или иными событиями, часто печальными. Эти группы работают в городе или выезжают в другие регионы, где случились какие-то бедствия (подмосковные пожары 2010 года или катастрофа в Крымске в 2012 году). Часто волонтеры, выполнив «свою» задачу, занимаются помощью в других сферах. Так, Служба спасения автомобилистов, выезжающая на автоаварии, часто бросает клич среди автолюбителей с просьбой помочь привезти игрушки для детского хосписа или отвезти больного ребенка на детский праздник. А родившаяся в 2011 году на фоне политической активности «Помощь задержанным в Питере» (группа носит передачи с продуктами, консультирует по правовым вопросам) в «спокойные» моменты помогает инвалидам или сотрудничает с поисковыми отрядами. К акциям часто подключается большое число людей для разовой помощи. Как будут учитываться такие «доброчасы» – неясно. Впрочем, особого стремления к получению кусочков пластика в волонтерской среде нет. Хотя за «доброчасы» обещают бонусы – билеты в театр и кино, скидки в книжных магазинах.
Специалист молодежного комитета Андрей Ярош объясняет: «Чтобы получить «Доброкарту», человек должен прийти к нам с подтверждением своего участия в добровольных акциях. Справок собирать не будем, но надо, чтобы люди не получали карты просто так». Дмитрий Литвинов, активист движения «Живой город» (спасает памятники архитектуры), «официальным добровольцем» быть не хочет: «Мы преследуем свой интерес – хотим сохранить культурное наследие для себя и для будущих поколений. Да, у нас все делается на личные средства, тратится личное время. Но мы не ждем компенсации. А когда люди едут помогать жертвам стихийных бедствий – им, наверное, стоило бы материально помочь. Но что-то мне подсказывает, что власть просто хочет взять движения «снизу» под контроль».
Получивший известность в ходе недавних «Снежных битв» Красимир Врански из «Красивого Петербурга» опасается моральных издержек: «Я был на тусовках, организованных авторами программы. Тратится много денег, а что будет в сухом остатке? Может быть дискредитирована сама идея. Волонтерство под эгидой власти привлечет юных прагматиков, желающих засветиться и попасть в чиновники. А в людях, делающих реальные дела, будут видеть конкурентов.» Председатель Лиги избирательниц Татьяна Дорутина подчеркивает политический аспект: «Это понравится «Нашим» или «Молодой гвардии «Единой России». Освоение бюджетных средств так заманчиво! Настоящие волонтеры затыкают бреши там, где государство не справляется. А часто и противостоят властям, например, носят передачи задержанным политактивистам, добиваются оправдания по административным делам. Они Смольному нужны?»
Правительство составило план по добровольцам. К концу года их должно быть 15 тыс. «Доброагентства» откроются во всех районах и в 10 вузах. К 2015 году планируют подготовить 100 специалистов и 300 лидеров по этой теме. Будут выпущены четыре методических сборника и проведены 24 круглых стола и семинара. Планируется также конкурс «Эффективное добровольчество».
Санкт-Петербург