0
3801
Газета Регионы России Интернет-версия

31.05.2016 19:48:00

КАРТ-БЛАНШ. О "квартале четырех дураков" и мосте Кадырова

Тэги: петербург, кадыров, топонимика, константин сухенко, владимир кириллов, георгий полтавченко, александр сокуров


петербург, кадыров, топонимика, константин сухенко, владимир кириллов, георгий полтавченко, александр сокуров Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Если питерская топонимическая комиссия под эгидой двух ответственных за культуру чиновников Смольного ставила целью восстановить против власти и либералов, и националистов – она с этим справилась. В непонятной спешке комиссия решила назвать новый мост через Дудергофский канал в створе проспекта Героев именем Ахмата Кадырова при жизни президента Чечни, отца нынешнего главы республики Рамзана Кадырова.

Еще 25 апреля с.г. комиссия решила перенести на осень этот вопрос, чтобы опросить диаспоры и прочую общественность с целью выяснить истинную оценку петербуржцами деятельности Кадырова-старшего. Однако осени не дождались и девятью голосами «за» при шести «против» и двух воздержавшихся проголосовала за мост Ахмата Кадырова. Заседание вели курирующий вопросы культуры вице-губернатор Владимир Кириллов и глава комитета по культуре Константин Сухенко. Последний потом заявил, что принято изящное решение, долженствующее снять боль от чеченской войны, а Кириллов сказал, что он сам участник войны на Северном Кавказе. Это удивило журналистов: с 1991 года Владимир Кириллов без перерыва в работе занимает административные посты в Питере – сначала районного масштаба, затем городского. Конечно, не исключено, что вместо теплых морей он проводил отпуск в горах с автоматом.

Решение комиссии – рекомендательное, окончательный вердикт за губернатором Георгием Полтавченко. Под петицией против моста Кадырова собрано уже свыше 17 тыс. подписей. Авторы петиции, впрочем, признают заслуги Ахмат-Хаджи в «чеченском замирении», но интересуются, какое отношение имеет Кадыров-старший к Городу на Неве. А «Яблоко» уже предлагает референдум.

Как иронизирует в Facebook петербуржец Максим Федоров, «это, конечно, неубиенный аргумент. То ли дело Морис Торез, Жак Дюкло, Бела Кун и Хо Ши Мин – их жизнь тесно переплелась с нашим великим городом и оставила в его истории глубочайший след». Действительно, наименования и переименования в Городе на Неве на протяжении XX века – тема нервная и вместе с тем некоторым образом комическая.

Многие горожане, начиная с режиссера Александра Сокурова, возмущаются тем, что городской мост будет назван в память одного из участников «мятежа против России», где убивали русских солдат. Однако не исчезают с карты города имена других исторических персонажей, замеченных в убийстве соотечественников, – например, героев 1917 года и Гражданской войны. Взять хотя бы Дыбенко и Крыленко. Непонятен принцип, по которому одни имена и названия исчезают с карты, а другие не хотят трогать ни под каким предлогом. Нет улиц Желябова и Перовской. Только что переименовали Лагерное шоссе в Вознесенское, а улицу Урицкого – в Соборную. А проспект Героев с одноименными станциями метро и электрички стал Ленинским на излете СССР. Тот проспект Героев, где будет мост Кадырова, – это совсем новый проспект между улицами маршала Мерецкова и маршала Казакова. Кроме топонимов в честь маршалов есть улицы Танкиста Хрустицкого, Партизана Германа, Солдата Корзуна и т.д. Население не всегда знает, кто это такие. К тому же есть названия, так сказать, по социальным группам. И если улица Композиторов, Поэтический бульвар и проспект Художников вызывают легкое недоумение (на упомянутых городских магистралях, мягко говоря, незаметно атмосферы вроде Монмартра), то еще в позднем СССР часть Красногвардейского района удостоилась народного прозвища «квартала четырех дураков» (Ударников, Наставников, Передовиков и Энтузиастов). Эти топонимические особенности города нещадно пародируются. В культовом мультике Масяня пытается добраться на угол «Кибернетиков и Солдата Воскобойникова». А в детективных романах Натальи Александровой присутствуют улица Матроса Бодуна и проспект Сомневающихся.

Народная топонимика – дело тонкое. Город все советские годы отказывался называть Сенную площадью Мира. Но и это не самая большая проблема. На месте нынешнего главы Чечни многие петербуржцы не стали бы радоваться. Они прекрасно знают, как именуется порой, например, проспект Маршала Блюхера – газетная полоса не выдержит названия, где первый слог – русский эквивалент английского слова blue (голубой), а второй… оставлен без изменений. Проспект имени красного комиссара Шаумяна получил кличку «проспект Шоумэна». Парк имени пламенного революционера Бабушкина не одно поколение именует Бабушкиным или Бабкиным садом. В этом смысле даже щадящим вариантом (а уже появились и не щадящие) выглядит возникшее сразу у нескольких литераторов и актеров города рассуждение: в конце концов Кадырова-старшего звали Ахмат, почему бы не говорить просто «Ахматовский мост»? В честь Анны Ахматовой не названа ни одна улица в городе, так пусть будет мост.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
946
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
707
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
959
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
637

Другие новости