0
801
Газета Антракт Интернет-версия

30.06.2006 00:00:00

Против гламура

Тэги: ведерников, габт, дирижер


ведерников, габт, дирижер Александр Ведерников: «Я себя считаю дирижером, который всячески противостоит гламурному направлению в академической музыке».
Фото предоставлено ГАБТом

Александр Ведерников стал главным дирижером Большого театра в 2001 году. Коллеги и критики характеризуют его как профессионала высокого класса, эрудита, интеллектуала и реформатора по духу. Именно благодаря Ведерникову в театре стали появляться звезды западной оперной сцены, в частности режиссеры – Вик, Конвичный, Уилсон. Также благодаря усилиям Ведерникова состоялась постановка современной оперы Десятникова «Дети Розенталя». Боле того, этот неугомонный человек добился того, что оркестр Большого театра стал выступать как самостоятельная концентрирующая организация.

В конце июля Ведерников и Большой отправляются на гастроли в Англию.

– Александр Александрович, опера – это искусство для меньшинства, для узкого круга людей?

– Я бы сформулировал по-другому. Опера – это изначально не коммерциализуемый вид искусства.

– А музыка Чайковского разве не способна быть интересной для большинства, для массовой аудитории?

– Какое его произведение вы имеетe в виду?

– Практически любое. К примеру, «Евгений Онегин». Это, с моей точки зрения, опера, которую с одинаковым интересом потребляет и большинство, и меньшинство.

– Не всегда. Большинство улавливает поверхностную историю и такую же поверхностную музыкальную интригу. Глубоко почувствовать весь диапазон творчества Чайковского может только образованный человек, интеллектуал. А гламур можно сделать из чего угодно┘ Талант же Чайковского столь велик, что я не вижу возможности отнести его к разряду тех композиторов, чья музыка проста. Дело не в самом Чайковском, а в том, кто и как его творчество эксплуатирует┘

– А вам лично комфортно, когда вокруг вас так много культурных и идеологических контекстов?

– Чем больше контекстов – тем лучше. Я хотел бы, чтобы Большой театр был местом столкновения творческих идей, которые способны влиять на общество. А не местом, о котором говорят в контексте бульварных разговоров, как это часто происходит в желтой прессе. И меньше всего я бы хотел, чтобы наш театр воспринимался просто как поставщик разного рода «оперно-балетных услуг».

– Как вам работалось с такими режиссерами, как Уилсон, Конвичный?

– К сожалению, я не работал с Робертом Уилсоном над выпуском спектакля (дирижером-постановщиком был Роберто Рицци Бриньоли), хотя теперь с удовольствием им дирижирую. Я принимал участие в предварительных мероприятиях вроде кастинга и так далее. Что касается любого творческого сотрудничества, его суть не в том, что это было хорошо или не очень. А в том, что каждый художник – особый мир, и чем он шире и необычнее для меня, тем интереснее работать.

Если же говорить о том, насколько в процессе работы режиссер способен подмять под себя дирижера или наоборот, – все зависит от того, насколько режиссер музыкален. Мы стараемся приглашать режиссеров, у которых с этим нет особых проблем. Поэтому все задачи, которые они решают, находятся в полном согласии с музыкальным содержанием спектакля. В этом смысле я бы особо выделил Конвичного, поскольку с ним я работал лично, и он, будучи сыном дирижера, демонстрирует очень профессиональный подход к музыке. То же могу сказать о Дмитрии Чернякове, с которым мы сейчас готовимся к постановке «Евгения Онегина»┘ Всегда хорошо, когда режиссер знает, что такое ноты. А еще лучше – то, что они обозначают┘ (смеется). Но бывает, что режиссер не знает нот, но в целом получается прекрасный спектакль – такие случаи не так уж редки.

На мой взгляд, роль режиссера в опере возрастает и будет возрастать. И это связано с тем, что опера – не просто представление с музыкой и актерами, которые бродят по сцене в костюмах. У оперного спектакля должно быть идейное наполнение, потому как в театре, так же как и в обществе, сталкиваются различные взгляды. В этом смысле какие-то из этих взглядов мне близки, какие-то не очень. Но это не означает, что если мне не близко мировоззрение того или иного композитора или режиссера, то у нас в театре этого быть не должно. Вкусы у всех разные┘ Главный аргумент в пользу или против того или иного режиссерского концепта – насколько он творчески убедителен.

– Что, с вашей точки зрения, творчески убедительно?

– Убедительно то, когда режиссер смог таким образом транслировать свои идеи, что ты вынужден – несмотря ни на что – согласиться с ним. С самыми парадоксальными и дискуссионными творческими взглядами талантливой личности знакомиться интересно. Причем всегда.

– До определенного времени Большой театр существовал очень консервативно, был представлен одной классической линией в балете, в опере... И вдруг концепция изменилась – в театре появились постановки самых разных по стилю мышления режиссеров, композиторов┘ В чем смысл новой политики Большого?

– Магистральное, или консервативное, как вы сказали, направление в оперной режиссуре советского периода знало свою пору расцвета. Оно долгое время было господствующим и, как всякое явление, естественно вступило в фазу кризиса. Людей, которые бы очень качественно и талантливо работали сегодня в этой традиции, уже нет. Есть эпигоны, а это малоинтересно. Поэтому на сегодняшний день мы не имеем господствующей школы в музыкальной режиссуре. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Но это факт. Сейчас наступило время поиска тех направлений, по которым опера будет развиваться в ХХI веке. И зрителю, и музыканту всегда интересны эксперименты, нежели ситуация, когда приходится дуть в одну дуду. Элемент неожиданности – крайне важная составляющая искусства. А иначе для чего работать? Без поиска – скучно┘ И зрителю в том числе. Зачем зрителю идти в театр, если он заранее знает, что будет дальше?

– Ну почему? Есть масса поклонников у театра «Кабуки», где и зритель, и артист знают наизусть каждый предыдущий и последующий шаг?

– Мне кажется, что национальный оперный театр не может себе позволить быть столь узкоспецифичным. Есть камерные оперные театры, например «Геликон», вот они могут позволить себе подобную узконаправленность в творческом репертуаре и так далее┘ Большой театр не должен и не может себя ограничивать.

Сегодня наше общество переживает переходный период, сопровождающийся хаосом идей. А общество и театр – структуры неразрывные. Так что процесс выработки новой театральной эстетики затянется до тех пор, пока в обществе не будет выявлен некий показатель национальной идентичности. Я не возьмусь определить, откуда он должен возникнуть – сверху или снизу. Но пока его нет, мы будем топтаться на месте. Это не хорошо и не плохо, потому что нет в жизни ничего абсолютно плохого и ничего абсолютно хорошего. Все, что существует в мире, – крайне относительно┘

Другой момент. Люди от всего устают, а общественные запросы меняются, что, впрочем, не изменяет ценности произведений, которые в данный момент временно уходят на второй план. Произведения Глазунова или симфонии Бородина – это замечательная музыка. Просто пульсация времени иная, и она настойчиво требует соответствия своим новым ритмам.

– Российская музыкальная культура, равно как и российская аудитория, сильно отличаются от западной?

– Конечно. У нас иной исторический график.

– Но мы разве не пытаемся на протяжении многих веков идти в ногу с западной цивилизацией? Неужели мы так и не преуспели в этом?

– Механические процессы, например вступление России в ВТО, не отменяют процессов генетических, географических и просто физических. Менталитет другой у нас┘ Вспомните зрителя советского периода – зачем он ходил в театр? Для того, чтобы на спектаклях «Современника» или «Таганки» сублимировать свои идеологические протесты, политические интересы. А зачем сейчас зритель идет в театр? Он совершает бегство от жизни. Зритель хочет красивых декораций и всего того, что позволит ему уйти от сложной действительности, которая некрасива: ни с точки зрения формы, ни с точки зрения содержания. Зритель жаждет благополучия, преподнесенного в эдакой красивенькой «обертке». Поэтому так популярны мексиканские сериалы. Но я подчеркиваю: Большой театр не должен удовлетворять данный общественный запрос. Общество – сложная система, и не факт, что она всегда права.

– Сегодня внутри этой системы наметился откровенный запрос на коммерциализацию творческих явлений.

– Да, это так. Но мы пытаемся этот запрос не удовлетворять. Ведь если людям в подобных запросах потакать, то в результате в Большом театре будут идти┘(улыбается) сплошные мюзиклы.

– Театр должен быть как-то связан с политикой, и пусть опосредованно, но транслировать некую политическую идею?

– Ни в коем случае! Хотя политика такая вещь, которая обязательно тебя в каком-то месте настигнет┘ даже под столом (смеется). Но избегать ее надо всячески.

– А как же опера Десятникова и Сорокина «Дети Розенталя»? Разве в ней нет политических инсинуаций?

– Никакого политического контекста там нет. Дело в том, что ни одна статья, которая обсуждала данную оперу, не анализировала оперу по существу. Кому-то было выгодно воспринимать Сорокина в качестве политической фигуры, каковой он, на мой взгляд, не является.

Ну и еще: подобные кампании не бывают стихийными – они запускаются для компромата┘ Скажем, надо было скомпрометировать руководство Большого театра, а тогда должна была начаться его реконструкция┘ Некие люди удачно воспользовались оперой Десятникова и Сорокина┘

– Вы человек консервативный?

– И даже очень! (Смеется.) Я не использую пирсинг, татуаж┘

– Нравится ли вам в дирижерах экстравагантность? Возьмем, к примеру, Теодора Курентзиса┘

– Нет, я такую экстравагантность не приветствую, потому что я себя считаю дирижером, который всячески противостоит гламурному направлению в академической музыке.

Дирижер не должен сильно себя выпячивать. Что для чего существует? Дирижер для музыки или наоборот? Да, есть люди с эксгибиционистскими наклонностями┘ Я этого, к счастью, лишен и мне незачем демонстрировать миру свое «я».

– А как бы вы себя определили?

– Как человека, который всячески стремится избежать публичности┘

– За три копейки – российских денег – согласитесь принимать участие в постановке оперы вместе с гениальным режиссером?

– Все определяется количеством интереса к предстоящему делу, а не количеством гонорара за него. Иначе говоря, я соглашусь.

– Если бы в какой-то момент вы поняли, что устали от дирижерской деятельности – поменяли бы профессию? Или продолжали бы жить на дивиденды от славы былых дней и равнодушно стоять у дирижерского пульта?

– Знаете, я как-то думал на эту тему: вот если бы я не был дирижером, кем бы я хотел и мог быть? Наверное, метеорологом. Поехал бы в тайгу и сидел бы там где-нибудь на вышке, чтобы никто меня не беспокоил. (Смеется.)

– Разве вы сейчас не на вышке, только дирижерской?

– Но на этой вышке меня так сильно раскачивают, что о покое и речи быть не может┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2242
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5011
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2756
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3173

Другие новости