0
5495
Газета Антракт Интернет-версия

16.06.2017 00:01:00

Павел Лунгин: "Каждое кино – немножко еврейское"

Тэги: московский еврейский кинофестиваль, мекф, кино, холокост, кинокритика


московский еврейский кинофестиваль, мекф, кино, холокост, кинокритика Председатель жюри Павел Лунгин открыл третий Московский еврейский кинофестиваль. Фото с сайта www.mjff.ru

С 12 до 20 июня в Москве проходит III Московский еврейский кинофестиваль  (МЕКФ), в рамках которого  будет показано 50 фильмов и проведено более 20 образовательных мероприятий с участием режиссеров,  литературоведов и историков. Все это идет  на четырех площадках: в кинотеатре «Октябрь», Центре документального кино, кинозале ГУМа и Еврейском музее и центре толерантности.

В конкурсной программе художественных фильмов представлены такие ленты, как польско-израильский «Демон», сочетающий в себе каббалистическую мифологию и современный хоррор; франко-бельгийская комедия «Евреи» с Шарлоттой Генсбур; австрийская драма «Стефан Цвейг: Прощание с Европой»; испанский триллер «Грязные волки». В документальном блоке – израильский фильм  о жизни и творчестве одного из самых ярких хореографов нашего времени Охада Нахарина «Мистер Гага»; американская лента «В поисках израильской кухни» о шеф-поварах, относящих себя к израильской гастрономической традиции; фильм английско-израильского производства «Кто теперь меня полюбит?» о молодом еврее-гомосексуалисте из религиозной семьи. Организаторы отдельно подчеркивают, что  фестиваль  этот – не израильского, а  еврейского кино.

Фильмом открытия  в «Октябре» стал немецкий «Вчерашний расцвет» («Die Blumen von gestern»)  Криса Крауса. Перед показом председатель жюри Павел Лунгин заявил со сцены, что каждое кино – немножко еврейское, ведь именно евреи из Одессы, Харькова, Варшавы  поехали в Голливуд и создали крупнейшие кинокомпании: «Евреи, загнанные этим миром, подарили миру мечту». По его словам, сейчас в Израиле – расцвет кинематографа, там снимают  интересные фильмы, завоевывающие все большее уважение в мире. 

С напутственным добрым словом выступили также президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, посол Израиля в России  Гарри Корен и режиссер Александр Митта, кто-то из них даже рассказал анекдот: «Почему евреям все так тяжело дается?» – «Зато все».  «Давайте вместе радоваться тому, что евреи придумали кино и что кино пришло к нам, в Москву», – подытожил  генеральный продюсер МЕКФ Егор Одинцов, добавив: «Спасибо нашему алкогольному спонсору, надеюсь, не будет газетных заголовков: «В День России евреи наливали бесплатно» (видимо, подразумевая шампанское в фойе).  Еще он пояснил, почему не видно исполнителя главной роли Ларса Айдингера (это он, кстати, сыграл Николая II в фильме Алексея Учителя «Матильда»), который должен был представить  российскую премьеру «Вчерашнего расцвета». Из-за чехарды с наличием действующей  визы в просроченном паспорте и отсутствием  таковой в непросроченном его не пустили в самолет; когда проблема была решена,  мест уже не было. В итоге Айдингера отправили по фанатской брони («Он еще не знает, что он фанат футбольной команды Чили»), и к концу просмотра он таки появится в «Октябре».  

Это веселое начало продолжилось тем, что в первые 10 минут показа  «хулиганили»  титры – первая строчка, как и положено, шла по низу экрана, а вторая скрывалась где-то на сцене,  по поводу чего вежливый еврейский зритель принялся не топать и свистеть, а дружно хлопать. Ситуацию исправили, и зрителям пришлось еще раз посмотреть картину с начала, уже с титрами на своем месте. 

Наверное, то были некие звоночки, потому что  фильм открытия  поразил всех до такой степени, что родители в определенные моменты закрывали детям глаза, а все прочие гадали о жанре – что это, черная комедия с элементами абсурда? А вроде обозначено в программе как драмеди… 

Казалось бы, что тут такого – главный герой фильма, немец-историк,  занимается изучением  Холокоста и готовится к участию в тематическом конгрессе. Видимо, авторы посчитали, что нужно поярче расцветить эту скучную историю, и чего в нее только не напихали: секс, драки, попытка самоубийства, неадекватность персонажей… И посреди этого сумбура вдруг – красный лепесток розы, фланирующий по черному экрану под песню  Карлы Бруни Quelqu'un m'a dit. 

Начинается фильм тем, что герой, явный неврастеник, в ходе обычного трепа набрасывается на коллегу и ломает ему челюсть, продолжается приездом некой французской практикантки (и любовницы избитого – когда успели, остается за скобками. Ее сыграла актриса Адель Энель), особы неуравновешенной и вздорной, которая для начала на полном ходу выбрасывает из машины живого мопса, а ближе к концу картины выливает себе на голову банку красной краски. Она отказывается ездить в гелендвагенах, потому что ее бабушка погибла в передвижной газовой камере, и настырно вешается на шею главному герою, потому что прочла его книгу. Тот поначалу  с трудом ее выносит и отговаривается импотенцией, но она железной дланью все-таки склоняет его к греху. 

У  героя своя история: воспитание в нацистской семье, прозрение в 17 лет и с тех пор – разоблачения, в том числе собственного деда, и писание книг на тему Холокоста. Оригинальное название фильма «Die Blumen von gestern» обыгрывает фамилию главного героя – Блюмен – и намекает на прошлое. И действительно, выясняется, что ее пострадавшая бабушка и его фашист-дедушка сидели на одной скамье в рижской гимназии. Буйство экстравагантности продолжается – после ночи любви она заявляет ему, что забеременела девочкой, а на следующий день – что выходит замуж за предыдущего любовника. Финал пять лет спустя: герои встречаются в парфюмерном магазине, он – с удочеренной девочкой из Африки, она – со своей белокурой малышкой. Он рассказывает, что поменял направление – занимается  геноцидом индейцев, она – что поменяла ориентацию и живет с женщиной-индианкой. 

Вот это и называется немецким юмором?.. А идея фильма была – в формате комедии показать, как предположительно могут общаться потомки тех и других? Отталкиваясь от секса как основополагающей проблемы бытия для всех персонажей этого фильма? Получается, героиня изначально ехала на практику не для того, чтобы готовить конгресс, а чтобы зачать ребенка, совместившего в себе гены убийцы и жертвы? 

Встроенность темы Холокоста в подобный жанр, наверное, допустима, хотя и спорна.  Но, сказать по чести, Лилиане Кавани в «Ночном портье» тема далась несравнимо лучше, правда, речь там шла не о потомках, а об участниках событий годы спустя.

Ларс Айдингер  и в самом деле по окончании картины материализовался на сцене и был готов отвечать на вопросы зрителей, но поскольку время приближалось к полуночи, с ним остались самые стойкие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Электронное голосование проверяют на излом

Электронное голосование проверяют на излом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К выборам Госдумы-2026 дистанционных избирателей должно быть много

0
743
В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

В "Газпроме" назвали дополнительные источники газа для "Сахалина-2"

0
547
Дефицита яблок на российском рынке не будет

Дефицита яблок на российском рынке не будет

0
542
Женщины могут увеличить экономику на 20%

Женщины могут увеличить экономику на 20%

Ольга Соловьева

При нынешних темпах сокращения неравенства полный гендерный паритет будет достигнут через 134 года

0
861

Другие новости