0
2754
Газета Наука Интернет-версия

19.05.2004 00:00:00

Политические новобранцы от науки

Оксана Гаман-Голутвина

Об авторе: Оксана Викторовна Гаман-Голутвина - доктор политических наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ.

Тэги: элита, рекрутирование


элита, рекрутирование Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая, ее земляк академик Жорес Алферов и президент РАН Юрий Осипов – знаковые примеры рекрутирования ученых в политическую элиту.
Фото Матвея Сысоева (НГ-фото)

Институтом ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ) при участии большого числа независимых ученых и компетентных экспертов было проведено исследование «Самые влиятельные люди России-2003. Политические и экономические элиты российских регионов». Задача исследования – изучение процессов формирования региональных политических и экономических элит страны. Автор этих строк была научным руководителем проекта и научным редактором опубликованного по итогам исследования 700-страничного издания («Самые влиятельные люди России-2003». – М.: Институт ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), 2004.).

Цель проекта – определить персональный состав региональных элит в конкретный период времени и по возможности определить степень влияния этих лиц на общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в каждом конкретном российском регионе, имеющем свою, часто неповторимую специфику; показать особенности механизмов формирования региональных политических и экономических элит в терминах ресурсов влияния, которые позволяют, с одной стороны, сравнивать регионы между собой, а с другой – получать результат, репрезентативный для всей Российской Федерации.

Механизмы рекрутирования – это принципы вхождения новичков в состав элиты. В качестве механизмов рекрутирования в состав элиты могут выступать кровное родство, имущественный ценз, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, выслуга лет, протекционизм, принципы открытой состязательности и т.д. Каналы рекрутирования – это пути продвижения к вершинам политической иерархии. К числу основных институциональных каналов относятся государственный аппарат, органы местного самоуправления, армия, политические партии, система образования, религиозные организации. Преобладание тех или иных каналов рекрутирования обусловлено цивилизационной спецификой общества, историческими особенностями и традициями политического развития, спецификой политической системы и политического режима и другими факторами.

Рассмотрение полученных в ходе упомянутого исследования данных по различным регионам относительно преобладающих механимов и каналов рекрутирования элит показывает, что выстроить единую для всех регионов жесткую иерархию механизмов и каналов политического влияния не представляется возможным вследствие значительных экономических, социокультурных и иных региональных отличий. Но основные тенденции назвать можно.

Исследование показало, что с точки зрения институционализации влияния властные группы как в Центре, так и в регионах включают две категории: представители властных структур, занимающие постоянные оплачиваемые должности в структурах власти («бюрократы») и «свободные художники» («вольные стрелки»), которые не занимают формальных позиций в структурах власти, однако оказывают влияние на процесс принятия важнейших политических решений.

Первая группа, безусловно, доминирующая, включает глав исполнительной, законодательной и – реже – судебной ветвей региональной и муниципальной власти, руководителей региональных силовых и специальных структур, территориальных органов федеральных ведомств, федеральных округов и т.д. Во многих субъектах Федерации рейтинг «бюрократов» – это персонифицированный рейтинг влияния властных структур. Удельный вес «бюрократов» в общей численности политического класса колеблется в пределах 70–90%. Вторая группа – представители политических партий и общественных движений; лидеры общественного мнения; руководители негосударственных СМИ и важнейших учреждений науки, культуры, образования; представители духовенства.

Что касается роли каналов науки, культуры, образования и СМИ, то, хотя в ряде регионов (Воронежская, Владимирская области, Приморский край и др.) продвинувшиеся по этим каналам лица входят в состав политической элиты, их число и влияние, как правило, незначительны. Этот факт отражает общую ситуацию незначительной политической роли науки и культуры в жизни современного российского общества вследствие их удручающе низкого финансирования.

Однако исследование 2003 г. выявило интересную тенденцию – существенный рост удельного веса двух категорий – руководителей СМИ и ректоров ведущих региональных вузов, присутствие которых в составе влиятельных региональных сообществ существенно выросло по сравнению с соответствующими показателями 2000 г. Удельный вес руководителей СМИ, влиятельных в политике, увеличился в 17 раз; влиятельных в экономике – в 12 раз. Аналогичны показатели для ректоров вузов, входящих в рейтинги влияния (а порой и в рейтинг экономического влияния) в большинстве регионов: они составляют 14 и 24 раза соответственно (см. таблицу).

Например, в рейтинге политического влияния Томской области присутствуют ректоры сразу четырех ведущих вузов, опережающие по степени влияния даже председателя областного правительства. В Приморском крае в Top-20 влиятельных политиков входят ректоры трех вузов. Влияние «ректорского клуба» во многом обусловлено значительной численностью научно-образовательных комплексов Томска и Владивостока.

Политическое влияние ректоров вузов обусловлено рядом причин. Во-первых, видимо, играет роль то обстоятельство, что высшее образование в России де-факто стало в значительной мере платным, вследствие чего ректоры вузов концентрируют в своих руках значительные средства, и некоторые из руководителей направляют часть из них на политическое продвижение. Так, в губернаторских выборах в Оренбургской области участвовал ректор Оренбургского госуниверситета В.Бондаренко (5-я позиция в рейтинге политического влияния области); в губернаторских выборах в Тамбовской области – проректор Тамбовского госуниверситета А.Позняков. Во-вторых, многотысячные коллективы вузов – это важный сегмент электората (в 500-тысячном Томске 160 тыс. человек или учатся, или работают в вузах), позиция которого приобретает важное значение в период выборов. Это, в свою очередь, актуализирует возможности политического влияния руководителей вузов. И, в-третьих, не следует сбрасывать со счетов такой факт: с помощью руководителей вузов региональные политики и бизнесмены решают свои личные проблемы (получение второго образования, обретение научных степеней и званий, образование детей), что открывает дополнительные возможности для политического влияния руководителей вузов.

Возрастание влияния СМИ обусловлено ролью медийного ресурса как важного компонента политического влияния в пределах тех территорий, для которых характерна высокая степень медийной насыщенности (примером может служить Томская область). Особое значение СМИ приобретают в ситуациях острых политических конфликтов, в частности в ходе избирательных кампаний в регионах (так, представители СМИ занимают высокие позиции в рейтингах Приморского края и Санкт-Петербурга). Особенно показателен пример Санкт-Петербурга. Политическая жизнь здесь отмечена острым внутриэлитным расколом, истоки которого восходят к губернаторским выборам 1996 г. Не случайно в рейтинге политического влияния представители СМИ составляют пятую часть. Кроме того, влияние СМИ в Санкт-Петербурге обусловлено традициями свободомыслия, сложившимися в городе еще в XIX в.

Санкт-Петербург дает также яркий, но исключительный пример политического влияния представителей социальной сферы: руководители значимых для города учреждений культуры, образования и науки (Государственный Эрмитаж, Мариинский театр, Санкт-Петербургский университет в целом и его юридический факультет в частности, Горный институт и др.) составляют внушительный по удельному весу и влиянию сегмент политической элиты. Однако этот пример лишь подтверждает правило и объясняется исключительным положением Санкт-Петербурга в качестве второй столицы страны и исключительной ролью перечисленных учреждений в качестве знаковых для российской культуры. Кроме того, следует отметить, что влияние упомянутых руководителей Санкт-Петербурга во многом обусловлено также их возможностями непосредственных контактов с президентом РФ В.В. Путиным.

 

Должность Политика Экономика
Ректор вуза 0,15/2,18 0,06/1,47
Руководитель СМИ 0,11/1,88 0,11/1,41

Удельный вес ректоров вузов и руководителей СМИ среди влиятельных лиц.
В числителе – результат исследования 2000 г., в знаменателе – 2003 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
846
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
694
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
715
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
761

Другие новости