12.01.2005 00:00:00

Шкала научных достижений

Тэги: открытия, рейтинг

открытия, рейтинг На третьем месте в рейтинге научных достижений журнала Science – терапевтическое клонирование тканей человеческого эмбриона южнокорейскими исследователями.
Фото получено по каналам интернета

В очередной раз журнал Science опубликовал свой рейтинг десяти самых выдающихся научных достижений минувшего, 2004 года. Получился очень интересный набор.

На первое место эксперты Science поставили обнаружение на Марсе воды американскими марсоходами. И это действительно новость.

Если бы они на первое место поставили просто работу американских марсоходов, то корреспондент «НГ» с энтузиазмом бы крикнул «Уря!» и захлопал в ладоши, потому что это действительно было здорово. Но воду на Марсе они не открыли, а лишь подтвердили ее наличие. Потому что ее обнаружили там несколько раньше. И не американцы.

«Это сложная и болезненная история, – сказал корреспонденту «НГ» директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. – Дело в том, что присутствие воды на некоторых областях Марса было обнаружено еще несколько лет назад одним из приборов, установленных на аппарате «Марс-Одиссей». И хоть аппарат был американским, прибор, с помощью которого нашли воду (по наличию связанного водорода), был российским. Так что вопрос приоритета здесь как минимум спорный, и я бы не ставил это достижение на первое место».

Вторым по важности научным открытием эксперты Science считают октябрьскую находку дамы с индонезийского острова Флорес, которая жила 18 тысяч лет назад и была чрезвычайно миниатюрной – ее рост не превышал метра, а объем черепа составлял всего 380 кубиков (по сравнению с 1400 кубическими сантиметрами у H. sapiens). Считается, что это совершенно новый вид человека, немного не дожившего до наших времен, и это переворачивает все наши представления о человеческой эволюции.

На третьем месте стоит клонирование человеческого эмбриона южнокорейскими исследователями. Впрочем, речь шла о так называемом терапевтическом клонировании, необходимом для лечения различных заболеваний, сегодня неизлечимых. Сама по себе работа южнокорейских ученых вполне заслуживает третьего места в топ-рейтинге журнала Science, поскольку до нее у исследователей были большие сомнения насчет того, можно ли вообще технически осуществить клонирование эмбрионов приматов.

Достижения физики в этом году с трудом пробились лишь на четвертое место рейтинга Science. В данном случае – это работа американских и австрийских ученых, получивших так называемый конденсат фермионного газа. До сих пор такой конденсат (ультрахолодное состояние вещества из частиц, находящихся в одном квантовом состоянии и представляющих собой нечто вроде суператома) был практически получен только для бозонов – элементарных частиц с целочисленными спинами. Для фермионов, то есть частиц с полуцелыми спинами (таких, например, как электрон), это было недостижимо, поскольку запрещается законами квантовой механики. Но ученые схитрили, объединив фермионы в пары, а эти пары вели себя уже как бозоны┘ Словом, ферми-конденсат состоялся. Считается, что этот эксперимент поможет физикам продвинуться в понимании того, что такое высокотемпературная сверхпроводимость.

Генетика, нынешняя царица всех наук, выбралась в этом году только на пятое место. Его заняли сразу несколько работ различных лабораторий, исследующих «генетический мусор». Дело в том, что ДНК лишь на 10% состоит из того, что мы называем генами, в которых содержится информация о том, как строить наш организм. Функция всего остального до сих пор была неясна, но теперь кое-что начало проясняться. В этом самом «мусоре», как оказывается, содержатся механизмы, которые управляют генами, включают и выключают их в нужное время и в нужном месте – это так называемые «активаторы».

На шестом месте – астрофизика. Австралийские астрономы обнаружили систему из двух пульсаров, точнее пульсар, вращающийся со скоростью 44 оборота в секунду по орбите вокруг другой нейтронной звезды, пульсирующей намного медленнее, раз в 2,8 секунды. Взаимодействие между этими двумя пульсарами повергло ученых в изумление – поток заряженного газа от «быстрого» пульсара оказался в миллион раз выше, чем ожидалось.

На седьмом месте очередные экологические неприятности – лягушки вымирают. Огромная международная команда из пятисот герпетологов опубликовала отчет о глобальном исследовании состояния мира амфибий. По их данным, из 5700 известных видов амфибий 30% грозит вымирание – из-за истребления, потери привычных мест обитания и других, неизвестных, причин. Та же проблема – с бабочками и птицами. В этом году ученые подсчитали, что 71% существующих видов бабочек находится под угрозой.

На восьмое место эксперты Science поставили серию работ, посвященных структуре воды. Объединенная команда исследователей из США, Германии, Швеции и Голландии умудрилась удивить водяную научную общественность своими результатами синхротронного исследования «аш-два-о». До сих пор считалось, что каждая молекула воды окружена четырьмя другими, составляющими что-то вроде тетраэдра – отсюда выводились все странные свойства воды, такие, например, как расширение при фазовом превращении в лед. Оказалось – ничего подобного! Ученые пришли к выводу, что на самом деле многие молекулы воды имеют связь только с двумя соседками, а это уже совсем меняет картину.

Девятый по счету научный результат к науке имеет очень малое отношение, скорее, он относится к вопросам политики – впрочем, это обычно для рейтингового «хвоста» Science. Эксперты журнала отмечают резкий рост в этом году медицинской помощи отсталым африканским странам и называют это революцией в здравоохранении. Большую роль в этом процессе играет чета Гейтсов – Билла и Мелинды, – они на 75% финансируют Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, который располагает активами в 3 млрд. долларов.

Десятым по счету важнейшим научным достижения года названа серия работ по изучению жизни моря. В частности, отмечена работа группы биологов, работавших в Саргассовом море и фактически придумавших новый метод исследования. Они вытаскивали ДНК не из организмов, а прямо из воды, и это принесло ощутимые результаты. Как следует «распотрошив» полторы тысячи литров образцов воды, взятых из разных мест и с разных глубин, ученые извлекли оттуда тысячи новых, прежде неизвестных, генов и даже целые геномы.