0
14199
Газета Наука Интернет-версия

26.05.2010 00:00:00

Распоясавшееся время

Андрей Панин

Об авторе: Андрей Валерьевич Панин - кандидат географических наук, доцент географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Тэги: россия, время, миф


россия, время, миф Рисунок 1. Границы часовых поясов, как они были обозначены в начале ХХ века.
Источник: Ю.М.Шокальский. Поясное время. С картой часовых поясов. Ленинград, 1925

Российская жизнь полна мифов. Это обычное дело в смутные времена. Один из таких старательно раздуваемых мифов – миф о чудовищном вреде нашей системы исчисления времени. Волна докатилась даже до президента России: 12 ноября 2009 года в Послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев заявил о необходимости рассмотреть целесообразность переходов на летнее и зимнее время. Однако первыми отреагировали не специалисты, а депутаты: в Госдуме появился законопроект об отмене не только «летнего», но и «декретного времени», то есть об изменении всей системы исчисления времени, сложившейся у нас за прошедшее столетие. Выполняя наказ президента, автор попытался проанализировать суть этой системы и аргументы ее противников.

Летняя надстройка

В настоящее время в мире из 236 стран 84 страны применяют переход на летнее время (далее – без кавычек). К их числу относится большинство развитых стран за пределами тропиков, в том числе и Россия. Летнее время – надстройка над поясным, точнее, попытка компенсировать изначально заложенный в нем дефект.

Идея поясного времени состоит в том, чтобы часы максимально близко подогнать к солнечному времени, чтобы 12 на часах было как можно ближе к 12 по Солнцу. Теоретически вроде все красиво. Однако середина светового дня (12 часов по солнечному времени) на самом деле вовсе не середина периода бодрствования людей. Чтобы прийти на работу к 8–9 часам, надо вставать в 6–7. Тогда, чтобы спать 8 часов (физиологическая норма), ложиться надо в 22–23. Нетрудно посчитать, что середина бодрствования типичного человека – 14–15 часов, а вовсе не 12.

Получается, что летним утром, когда Солнце уже давно встало, люди спят. А в самый разгар вечерней активности (спорт, развлечения) – уже темно. Поэтому и родилась идея летом смещать стрелки часов на час вперед, дать больше светлого времени на вечерние часы. А зимой в наших широтах день настолько короток, что сдвиг стрелок приращения светлого времени не дает, поэтому зимой переходят обратно на поясное время. Россия же в связи с принятым у нас круглогодичным часовым сдвигом (декретное время) летом живет на два часа, а зимой – на час впереди поясного времени. Хорошо это или плохо?

Гражданские сумерки дневного существа

Для объективной оценки необходимо договориться о критериях. Человек по своей биологической сути – существо дневное, нуждающееся в солнечном свете. Поэтому главным критерием для сравнения разных систем времени рационально считать эффективность использования светлого времени суток – насколько полно освещен естественным светом период дневной активности населения.

В светлое время будем включать так называемые «гражданские сумерки» – когда Солнце находится под горизонтом не ниже 6 градусов и уже/еще настолько светло, что в городах не включают уличное освещение (петербургские «белые ночи»). Основной период дневной активности, как показано выше, приходится на промежуток с 6 до 23 часов. Именно эти 17 часов из 24 максимально нуждаются в солнечном свете. Годовая продолжительность периода активности составляет 6205 часов. Наглядным показателем эффективности той или иной системы времени будет, например, то, какая часть периода активности за год приходится на светлое время суток.

При одинаковой освещенности периода активности в разных системах времени можно руководствоваться следующим тезисом: «Светлое время вечером важнее, чем светлое время утром». В целом для общества этот тезис представляется справедливым по целому ряду причин.

Во-первых, утро и день современный человек отдает общественным обязанностям, а вечер – это наше личное время, которое мы тратим «на себя» – на отдых, спорт, общение с семьей. Во-вторых, при одинаковых условиях освещения аварийность на дорогах в вечерний час пик выше, чем в утренний. В-третьих, уличные преступники выбирают темные часы именно вечером, а утром «плохие ребята» спят.

Для наглядности соотношение периода активности и светлого времени изображено на рисунке для Москвы и Владивостока (см. рисунок 2). Из рисунка видно, что в короткий зимний день мы в любом случае просыпаемся затемно, а в разгар лета – когда Солнце уже встало или на рассвете. Основная борьба света и тьмы разворачивается вечером. Если жить по поясному времени (левые графики), то вечерние часы круглый год будут темными. Современная же система времени (центральные графики) позволяет за год «поймать» на 250–400 часов больше светлого времени, причем именно в вечерние часы, когда свет особенно необходим.

А вот расчеты для целого ряда городов России (см. таблицу). Географическая широта (колонка 2) определяет условия освещенности в течение года: при движении на юг суммарная продолжительность светлого времени уменьшается (колонка 3). Тем не менее освещенность периода активности при существующей системе времени всюду близка и составляет 76–78% (колонка 6). Это близко к максимуму возможного. Исключение составляют лишь центры трех из пяти регионов, перешедших 28 марта в более западный часовой пояс (Анадырь, Ижевск, Самара; Кемерово и Петропавловск-Камчатский в силу своего положения по долготе пострадали меньше) – 74–75%. Цена «близости к Москве» для жителей этих регионов – более темные летние вечера и в общей сложности 120–180 часов недополученного за год светлого времени (1% = 62 часа).

Примерно такую же цену придется заплатить, только уже всем жителям страны, если в России будет отменен переход на летнее время (ср. колонки 6 и 5). Ну, а если будет реализован проект перехода на поясное время (колонка 4), то цена будет и вовсе непомерной – 250–450 часов светлого вечернего времени ежегодно. Россия превратится в страну темных вечеров. За что же предлагается заплатить эту цену?

Мифы летнего времени

Как систематический сдвиг времени на 1–2 часа влияет на биоритмы – толком неясно. Однако абсурдными представляются призывы «жить по Солнцу»: вставать с рассветом и ложиться на закате. В декабре ночь длится почти 16 часов; что же, спать все это время?

И еще один успокоительный аргумент: в мире есть вполне благополучные страны, которые, подобно нам, живут с постоянным сдвигом по отношению к поясному и солнечному времени. Например, Исландия – на 1,5 часа впереди своего часового пояса, а продолжительность жизни на острове – одна из самых высоких в Европе. С учетом высочайших адаптационных возможностей человеческого организма в наличии значительного вреда от постоянного небольшого сдвига по времени можно сомневаться. Вот если бы день был перепутан с ночью – тогда другое дело. Но к этому в массовом порядке никто и не призывает, а представители соответствующих профессий, вынужденных жить по такому режиму, раньше выходят на пенсию и пользуются другими плодами понимания со стороны общества.

Другое дело – дважды в год переводить стрелки. О негативной роли перехода на летнее время и обратно много говорится в прессе со ссылками на ученых. Однако в российской научной периодике автору удалось найти на эту тему лишь пять статей.

Тиражируемые в СМИ цифры о значительном росте числа вызовов «Скорой помощи», несчастных случаев, суицидов в результате весеннего перевода стрелок получены на основе хрономедицинских данных – данных статистического учета. Обработка и интерпретация статистических данных построена на общенаучных принципах. Именно поэтому автор и имеет смелость вторгаться в далекую от его профессиональной компетенции область медицины.

Если нанести на график ежедневное число каких-то событий (например, обращений людей в травмопункты), то получится сложная кривая, подъемы и спады которой определяются целым набором причин. Чтобы отделить случайность от причинности, следует взять средние данные за много лет. Осредненная кривая будет более гладкой, а ее подъемы и спады можно оценить статистическими методами. Для действительно достоверных подъемов и спадов можно уже переходить к анализу их причин.


В специальном выпуске «Аналитического вестника Совета Федерации» № 16 (183) за 2009 год находим целый ряд хрономедицинских графиков, показывающих рост негативных показателей. Однако все они начинаются с момента перехода на летнее время – невозможно проверить, не является ли этот рост просто продолжением тенденции, которая была и перед переводом стрелок. Обычно импульсное воздействие приводит к резкой ответной реакции, которая с течением времени затухает. Здесь же, напротив, предполагаемая реакция с течением времени растет.

Так, согласно одному из графиков, тенденция роста числа несчастных случаев сохранялась в Новосибирске в течение всего апреля 2000 года. Странно, что к этому привел перевод стрелок в конце марта. Скорее тут гололед виноват. Кстати о гололеде: иные, кроме перевода стрелок, возможные причины наблюдаемых тенденций нигде не рассматриваются, хотя рост заболеваемости в переходные сезоны года – факт общеизвестный.

Наконец, в предлагаемом материале нет и намека на статистическое осреднение: увеличение смертности от инфарктов миокарда в Новосибирске констатируется для первой пятидневки летнего времени 1994 года, данные о росте числа вызовов «Скорой помощи», несчастных случаев, суицидов – для 1999 и 2000 годов и т.п. С учетом вариабельности статистических рядов так можно «доказать» все что угодно: подберите, например, год, когда всплеск суицидов пришелся на конец ноября, и объясните это тем, что в России высокие налоги (21 ноября – День налоговой инспекции).

Таким образом, эти выводы, полученные, кстати, лишь по двум-трем городам, нельзя признать безупречными с точки зрения процедуры их получения. Тем не менее именно на их основе с разных трибун заявляют о пагубном влиянии летнего времени на население, и не этих двух-трех городов, а всей России.

Однако приз за самую мифологическую публикацию в научной периодике следует отдать статье в академическом (!) журнале «Социологические исследования» (2001, № 11, с. 126–128). В этой трехстраничной заметке, наполненной лозунгами и декларациями и лишенной каких-либо графиков, статистических таблиц и прочих научных атрибутов, приводятся те самые цифры о ежегодных десятках тысяч жертв летнего времени, которые ничтоже сумняшеся тиражируют политики и блогеры. Достаточно просто процитировать: «После получения на парламентских слушаниях 23.09.99 г. данных о количестве умерших в РФ за 1980–1998 гг. (по месяцам) нами при компьютерной обработке обнаружены «всплески» смертности, близкие к весенним переводам стрелок часов ┘ С 1992 по 1998 г. включительно суммарное негативное влияние на граждан России декретного и декретно-летнего времени привело к ежегодной преждевременной смерти не менее 60 тыс. человек».

У любого человека, близкого к науке, возникают вопросы: какова достоверность первичных данных? Какого рода проведена обработка? Как можно по среднемесячным данным выявить воздействие столь короткого импульса? Почему не проанализированы другие причины? Как от констатации факта на качественном уровне авторы переходят к количественной оценке? И, наконец, как такая публикация могла появиться в рецензируемом журнале?

Летнее время – круглый год!

Таким образом, даже самый общий обзор научной периодики показывает, что достоверных, прошедших надежную экспертизу в научном сообществе данных о том, что декретное и/или летнее время ведут к значительному ухудшению состояния здоровья населения и тем более к росту смертности, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Тем не менее для части людей сдвиг стрелок дважды в год действительно ведет к некоторым вполне умеренным проблемам со здоровьем, самая распространенная из которых – снижение продолжительности и качества сна.

С другой стороны, летнее и декретное время несут и целый ряд преимуществ, в том числе и для здоровья и образа жизни людей. Нельзя ли сохранить эти преимущества, но одновременно избавиться от неудобств сезонного перевода часов? Вывод напрашивается сам собой: надо не отменять летнее время, а продлить его на весь год, то есть круглый год жить часа на два позже поясного времени.

При системе «поясное + 2» середина светового дня – около 14 часов – будет примерно совпадать с серединой времени реальной дневной активности большинства людей. Последняя колонка в таблице показывает, что при такой системе светлое время используется столь же эффективно, как и при существующей. Из рисунка видно: по сравнению с существующей системой (центральные графики) система «поясное + 2» (правые графики) в зимнее время перемещает один час светлого времени с утренней на вечернюю часть дня, что в целом должно дать положительный эффект.

Но главное – уход от сезонного перевода стрелок без потери преимуществ существующей системы времени.

Эффективность освещения периода дневной активности населения при разных системах исчисления времени
Город Широта Сумма светлого времени за год, часов Доля годового периода активности, приходящаяся на светлое время суток, %
Поясное Поясное +1 Поясное +1, летом +2 Поясное +2
Мурманск 68╠59' 5516 72,0 75,5 78,0 78,0
Анадырь* 64╠40' 5445 68,7 (72,0) 72,0 (74,5) 74,1 (76,1) 74,5 (76,3)
Архангельск 64╠33' 5441 72,3 74,8 76,5 76,3
Якутск 62╠10' 5354 72,4 75,2 76,9 77,0
С-Петербург 59╠55' 5196 74,1 76,7 78,0 78,0
Пермь 58╠01' 5106 74,7 77,3 78,3 78,3
Екатеринбург 56╠52' 5067 73,4 76,7 78,3 78,3
Ижевск* 56╠49' 5066 66,9(71,5) 71,5 (75,1) 74,8 (77,7) 75,1 (77,7)
Н.Новгород 56╠20' 5124 70,3 74,4 77,4 77,5
Красноярск 56╠05' 5044 72,8 76,2 78,2 78,2
Москва 55 45' 5035 71,5 75,1 77,8 77,8
Казань 55╠45' 5035 68,1 72,4 75,6 75,9
Кемерово* 55╠20' 5025 70,5 (74,3) 74,4 (77,3) 77,3 (78,6) 77,3 (78,6)
Новосибирск 55╠04' 5018 71,3 75,0 77,7 77,7
Омск 55╠00' 5016 73,8 76,9 78,5 78,5
Калининград 54╠43' 5009 72,0 75,5 78,0 78,0
Самара* 53╠10' 4975 67,4 (71,9) 71,9 (75,4) 75,2 (78,0) 75,4 (78,0)
Петропавловск- Камчатский* 53╠01' 4972 71,0 (74,7) 74,7 (77,5) 77,5 (78,7) 77,5 (78,7)
Иркутск 52╠18' 4958 73,4 76,5 78,5 78,5
Ростов-на-Дону 47╠15' 4882 70,3 74,3 77,0 77,0
Владивосток 43╠09' 4837 73,7 76,6 77,9 77,9
*Центры субъектов РФ, перешедшие с 28 марта 2010 года на один часовой пояс к западу (в скобках – показатели для прежнего часового пояса)

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
754
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1442
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1272
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2400

Другие новости