25.03.2015 00:01:00

Почему у преступников-психопатов отсутствует сочувствие к жертвам

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: криминал, психиатрия, психопатия, преступник

криминал, психиатрия, психопатия, преступник Исследователи обнаружили у серийных убийц нарушения в системе мозга, снабжающей его серотонином – гормоном «хорошего настроения». Кадр из фильма «Молчание ягнят». 1990

Еще античные авторы задавались вопросом, что важнее для определения характера человека и проявления его ума – природа или воспитание (Nature or Nurture). Сегодня популярны простые советы, как сохранить ясный ум в старости: тренировать мозг и писать от руки, есть грецкие и другие орехи, добавляя в еду карри, не забывать о морковке и пить кофе, а также следить за осанкой.

Ученые видят проблему в ином свете. Журнал Nature не так давно писал о восьми семьях, члены которой совершили в среднем по пять жестоких преступлений, включая одиночные и серийные убийства. Исследователи обнаружили у преступников нарушения в системе мозга, снабжающей его серотонином, считающимся гормоном «хорошего настроения». Речь также шла о белковом транспортере серотонина и ферменте МАО (моноаминооксидазе), нехватка которого была ранее выявлена в голландской семье с антисоциальным поведением мужчин.

В журнале Science публиковался материал, в котором была описана мутация Med (от «медитации»), выявленная французскими генетиками из Страсбургского и Парижского университета Декарта у детей в одной семье. Мутация эта представляла собой замену в ДНК гуанина на аденин (две из четырех аминокислот – «букв» генетического кода). Изменение одной аминокислоты привело к нарушению работы большого протеинового комплекса Mediator, регулирующего активность генов развития нервных клеток мозга, в частности Jun и Fos (мутации обоих генов выявляются в опухолях). Интересно, что у родителей ничего «порочащего» в гене Med не было, однако пятеро из их восьми детей были умственно отсталыми (среди них четыре дочери).

В 2011 году журнал Molecular Psychiatry опубликовал статью специалистов Эдинбургского университета, которые провели широкомасштабное исследование геномов 3511 не родственных друг другу взрослых людей. Ученые пришли к выводу, что 40% и 51% разных проявлений ума – «интеллигентности» – обследованных определялись состоянием генома, при этом ум наш покоится на полигенной базе и отдельного гена для него нет.

Все это и то, что у детей-самоубийц выявляются дефекты мозга, учитывали ученые Монреальского университета и Института психического здоровья при нем, опубликовавшие в престижном журнале Lancet результаты своего исследования психопатии и антисоциального расстройства личности жестоких преступников (в общей сложности 32 преступника). Мозг и поведение преступников сравнили с таковыми у 18 здоровых индивидуумов.

У «пациентов» были выявлены уменьшение объема серого вещества в обоих полушариях, а также аномалии пучков белого вещества, связывающих эмоциональную поясную извилину с другими отделами мозга. Характерной чертой поведения преступников-психопатов было отсутствие какого бы то ни было сочувствия к жертвам и сожаления о содеянном.

Авторы статьи полагают, что им удалось выявить базовое отличие между антисоциальным и психопатическим поведением. Люди с последним не осознают наказания и не способны «обучаться» в тюрьме и уж тем более исправляться, чтобы начать новую жизнь на основе преодоления расстройства личности. Выявленные в ходе исследования аномалии в структуре мозга, возможно, проявляются уже в детском возрасте, когда воспитатели и учителя отказываются работать с детьми, проявляющими атипичные жестокость и насилие по отношению к сверстникам. Ученые также ратуют за разработку программ обследования индивидуумов разного возраста, у которых нарушен процесс переработки информации в мозге. В силу этого нарушители спокойствия не осознают природы и степени наказания, когда они в своем поведении еще не преступили криминальную черту.

Вполне возможно, что подобные программы помогут снизить уровень преступности и число рецидивов.