Газета Наука Печатная версия

Макрофотография голожаберного моллюска
Flabellina pellucida. Источник: I. Ekimova, T. Antokhina,
D. Schepetov. «Invasion» in the Russian Arctic: is global
Climate Change a real driver? A remarkable case of two
nudibranch species // Ruthenica, 2019, vol. 29, No. 2: 103–113.
Морские биологи МГУ им. М.В. Ломоносова с коллегами из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН и НИУ «Высшая школа экономики» во время погружений с аквалангами обнаружили у побережья Баренцева моря близ Мурманска представителей крупных видов голожаберных моллюсков: Flabellina pellucida и Goniodoris nodosa. Эти виды характерны для более теплых акваторий Атлантического океана и встречаются в умеренных водах европейского побережья от Испании до Великобритании. Ареал F. pellucida захватывает также Средиземное море и северо-западную часть Атлантического океана. Известны отдельные находки этих видов в Норвегии. G. nodosa был найден в норвежской части Баренцева моря, где сильно влияние Гольфстрима. F. pellucida известна из центральной Норвегии (Северное море), то есть примерно на 1300 км южнее находки российских ученых.

«Мы могли бы считать обнаруженные виды инвазивными для Баренцева моря и объяснить их появление действием глобального потепления, но решили провести молекулярно-генетическое исследование, – пояснила ведущий автор исследования, старший научный сотрудник биофака МГУ Ирина Екимова. – Оказалось, что животные, которые населяют эти акватории, генетически отличны от европейских и их популяции нельзя считать инвазивными». Полученных данных недостаточно, чтобы установить точное время отхождения выявленных уникальных гаплотипов от европейской популяции. Однако этот процесс может длиться тысячи лет. Поэтому говорить о появлении южных видов голожаберных моллюсков в Баренцевом море вследствие глобального потепления в данном случае некорректно.

Обнаруженные моллюски обитают близ колоний прикрепленных ко дну беспозвоночных животных. Goniodoris nodosa предпочитает питаться губками, выедая их «мясистую» часть из твердого скелета, а Flabellina pellucida поедает колонии гидроидных полипов. В ходе эволюции F. pellucida приобрела неуязвимость к стрекательным капсулам гидроидов – их основному защитному оружию – и даже научилась встраивать их в особые мешочки, расположенные на спинных выростах. Эти выросты – цераты представляют собой ответвления пищеварительной системы. С их помощью площадь поверхности тела моллюсков увеличивается, не приводя к значительному увеличению его объемов и способствуя более эффективному поглощению кислорода из воды.

По материалам пресс-службы МГУ